Глава 16. Что передаётся о запрете определения времени и упоминания имени обладателя повеления

Хадис 1. (384) Передаёт Абу Басир: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «У этого повеления нет срока, на котором бы он истёк и принёс покой нашим телам?» Он сказал: «Есть, но вы разглашаете, и Аллах откладывает его».

Хадис 2. (385) Передаёт Абу Халид Кабули: «Когда завершилась жизнь Имама Саджада, да будет мир с ним, я вошёл к Имаму Бакиру, да будет мир с ним, и сказал ему: «Да стану я жертвой за тебя. Ты знаешь, что я посвятил себя твоему отцу, был привязан к нему и чуждался людей». Он сказал: «Ты говоришь правду, о, Абу Халид. Что ты хочешь?» Я сказал: «Да стану я жертвой за тебя. Твой отец описал мне обладателя этого повеления таким описанием, что если я увижу его на дороге, то непременно возьму его за руку». Он спросил: «Что же ты хочешь, о, Абу Халид?» Я сказал: «Я хочу, чтобы ты назвал мне его имя, дабы я узнал его по имени». Он сказал: «Клянусь Аллахом, о, Абу Халид, ты задал мне утруждающий вопрос. Ты спросил меня о том, о чём я никому не рассказывал. Если бы я рассказывал об этом кому-нибудь, то я непременно рассказал бы тебе. Ты спросил меня о том, о чём если бы узнали даже потомки Фатимы, да будет мир с ней, они возжелали бы разорвать его на части».

Хадис 3. (386) Передаёт Мухаммад ибн Муслим: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «О, Мухаммад. Того, кто от нас извещает тебя об определении времени[1], не страшись обвинить во лжи, ибо мы ни для кого не определяем время».

1. То есть, времени выступления Имама Махди, да будет мир с ним.

Хадис 4. (387) Передаёт Абдулла ибн Синан: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Аллах непременно нарушает время, которое определили люди».

Хадис 5. (388) Передаёт Абу Бакр Хадрами: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Воистину, мы не определяем время этого повеления».

Хадис 6. (389) Передаёт Абу Басир: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Да стану я жертвой за тебя. Когда произойдёт выступление Каима (Имама Махди), да будет мир с ним?» Он сказал: «О, Абу Мухаммад, перед этим повелением будут пять признаков. Первый из них – глас в месяце рамадан, затем выступление Суфьяни, выступление Хурасани, убийство чистой души и раскалывание земли в Байда». Затем он сказал: «О, Абу Мухаммад, перед этим повелением неизбежно будут две чумы – белая чума и красная чума». Я сказал: «Да стану я жертвой за тебя. Что они такое?» Он сказал: «Что касается белой чумы, то это уносящая всё смерть, а что касается красной чумы, то это меч. И не выступит Каим, пока с неба не будет возглашено его имя в двадцать третью ночь месяца рамадан в ночь на пятницу». Я спросил: «Что будет возглашено?» Он сказал: «Его имя и имя его отца: «Знайте, такой-то сын такого-то является выступившим из рода Мухаммада, да благословит Аллах его и его род. Слушайте его и повинуйтесь ему!» И не останется никого, кому Аллах сотворил душу, который не услышал бы этот крик. Он разбудит спящего, который выйдет во двор своего дома, и он выгонит девушку из её покоев, и выступит Каим после того, как услышит его. И это крик Джабраиля».

Хадис 7. (390) Передаёт Мухаммад ибн Бишр: «Я слышал, как Мухаммад ибн Ханафия, да будет доволен им Аллах, говорил: «До наших знамён будет знамя семейства Джафара и другое – знамя семейства Мирдаса[1]. Что касается знамени семейства Джафара, то оно ни на чём и ничего не достигнет». Я разгневался и, будучи ближе всех к нему из людей, сказал: «Да стану я жертвой за тебя. Разве будут знамёна до ваших знамён?» Он сказал: «Да, клянусь Аллахом. У потомков Мирдаса будет прочная власть. Они не узнают в своём правлении ничего из блага, их власть – тягота, в которой нет облегчения. Они приблизят отдалённое и отдалят близкое. А когда они почувствуют себя в безопасности от хитрости Аллаха и Его наказания, раздастся над ними крик, и не останется ни пастыря, который соберёт их, ни зовущего, который заставит их слышать, ни общины, которая присоединится к ним. Аллах привёл о них пример в Своей Книге: «А когда земля покрывается блеском и приукрашивается, а её обитатели полагают, что они властны над ней, Наше повеление приходит к ней ночью или днём»[2]. Затем Мухаммад ибн Ханафия поклялся Аллахом, что этот аят был ниспослан о них. Я сказал: «Да стану я жертвой за тебя. Ты рассказал мне о них великую вещь. Когда же они погибнут?» Он сказал: «Горе тебе, о, Мухаммад. Знание Аллаха поступает вопреки времени, которое определили люди. Муса, да будет мир с ним, обещал своему народу тридцать дней, тогда как в знании Великого и Всемогущего Аллаха было добавление в десять дней, о которых Он не известил Мусу. И впал в неверие его народ, взяв себе тельца после него, когда прошло над ними время. И Йунус, да будет мир с ним, обещал своему народу наказание, тогда как в знании Аллаха было то, что Он простит их. И произошло из его дел то, о чём ты знаешь. Но когда ты увидишь, что наступили нужда и трудные времена, и скажет человек: «Я провёл ночь без ужина», и встретит тебя мужчина с одним лицом, а затем встретит тебя с другим лицом». Я сказал: «Я понял об этой нужде и трудных временах, но то другое, что это?» Он сказал: «Он встречает тебя с весёлым лицом, а когда ты придёшь, чтобы взять у него в долг, он встречает тебя с другим лицом. И тогда будет близко, что раздастся крик».

1. Скорее всего, под семейством Мирдаса подразумеваются правители из династии Аббасидов.

2. Сура «Йунус», аят 24

Хадис 8. (391) Передаёт Исхак ибн Аммар Сайрафи: «Я слышал, как Имам Садик, да будет мир с ним, говорил: «Для этого повеления было время в сто сороковом году, но так как вы рассказали о нём и разгласили, Великий и Всемогущий Аллах отложил его».

Хадис 9. (392) Передаёт Исхак ибн Аммар: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал мне: «О, Абу Исхак, это повеление было дважды отложено».

Хадис 10. (393) Передаёт Абу Хамза Сумали: «Я слышал, как Имам Бакир, да будет мир с ним, говорил: «О, Сабит. Всевышний Аллах определил время для этого повеления в семидесятом году, но когда был убит Хусейн, да будет мир с ним, гнев Аллаха усилился и Он отложил его до сто сорокового года. Мы рассказали вам об этом, а вы разгласили и раскрыли завесу покрывала. И после этого Аллах не установил для нас времени для этого повеления, и «Аллах стирает, что пожелает, и утверждает, и у Него – мать Книги»[1]. Абу Хамза сказал: «Я рассказал об этом Имаму Садику, да будет мир с ним, и он сказал: «Это было так».

1. Сура «Гром», аят 39

Хадис 11. (394) Передаёт Абдурахман ибн Касир: «Я был возле Имама Садика, да будет мир с ним, когда к нему вошёл Михзам и сказал ему: «Да стану я жертвой за тебя. Поведай мне об этом повелении, которого мы ждём. Когда оно случится?» Он сказал: «О, Михзам. Лгут определяющие время, погибнут торопящие и спасутся покорные».

Хадис 12. (395) Передаёт Абу Басир: «Я спросил Имама Садика о Каиме, да будет мир с ними». Он сказал: «Лгут определяющие время. Мы – ахль аль-бейт – не определяем время». Затем он сказал: «Аллах непременно нарушает время, которое определили люди».

Хадис 13. (396) Передаёт Фудейл ибн Ясар: «Я сказал Имаму Бакиру, да будет мир с ним: «Есть ли время у этого повеления?» Он сказал: «Лгут определяющие время, лгут определяющие время. Когда Муса, да будет мир с ним, вышел, чтобы прийти к своему Господу, он обещал людям тридцать дней. А когда Аллах прибавил к тридцати дням ещё десять, его народ сказал: «Муса нарушил данное нам обещание», и они сделали то, что сделали. Поэтому, когда мы рассказываем вам что-то, и случается то, что мы рассказали вам, скажите: «Аллах правдив». И когда мы рассказываем вам что-то, и случается обратное тому, что мы рассказали вам, скажите: «Аллах правдив», и вы будете вознаграждены дважды».

Хадис 14. (397) Хасан ибн Али ибн Яктын передаёт от своего брата Хусейна, а тот от своего отца Али ибн Яктына: «Имам Казим, да будет мир с ним, сказал мне: «О, Али, двести лет шииты воспитываются желаниями». Передатчик хадиса сказал: «Яктын[1] сказал своему сыну Али ибн Яктыну: «Почему то, что было сказано о нас, случилось, то есть власть Бани Аббас, а то, что было сказано о вас, не случилось?» Али сказал ему: «То, что было сказано о вас и о нас, вышло из одного источника. Время вашего дела наступило, оно было даровано вам, и случилось так, как было сказано о вас. А время нашего дела не наступило, нам остались желания. Если бы нам было сказано, что это повеление наступит через двести лет или триста лет, то сердца бы ожесточились, и масса людей обратилась бы из имана (веры) в ислам[2]. Но имамы сказали: «Как оно быстро наступит и как оно близко!», чтобы соединить сердца людей и показать им близким облегчение».

1. Яктын был сторонником Аббасидов, тогда как его сын Али ибн Яктын был последователем семейства Посланника Аллаха.

2. Иман (вера) на ступень выше ислама (покорности). Каждый верующий (мумин) является покорным (муслим), но не каждый покорный является верующим. Верующими является только часть покорных, как сказано об этом в Коране (сура «Комнаты», аят 14): «Сказали бедуины: «Мы уверовали (стали муминами)». Скажи: «Вы не уверовали, поэтому говорите: «Мы стали покорными (муслимами), ибо вера (иман) ещё не вошла в ваши сердца».Из хадисов от семейства Пророка, да благословит Аллах его и его род, следует, что верующими (муминами) являются только те мусульмане, которые приняли руководство двенадцати имамов, да будет мир с ними. Остальные же являются только покорными (муслимами).

Хадис 15. (398) Ибрагим ибн Михзам передаёт от своего отца: «Мы упомянули возле Имама Садика, да будет мир с ним, о правителях семейства такого-то, и он сказал: «Люди погибли, торопясь в этом повелении. Воистину, Аллах не спешит из-за спешки рабов. У этого повеления есть предел, на котором он истечёт. И когда они достигнут его, они не ускорят его ни на час, и не задержат».