Предисловие

Сборник хадисов «Аль-Гайба» является одной из основных и старейших книг об Имаме Махди, да будет мир с ним, о его сокрытии и выступлении. Составитель этого ценного сборника Абу Абдулла Мухаммад ибн Ибрагим ибн Джафар Катиб Ну’мани, обладающий высокой степенью учёности и непререкаемым авторитетом в кругу шиитских учёных, собрал его приблизительно в 333-342 годах лунной хиджры, то есть спустя несколько лет после окончания малого сокрытия и начала большого сокрытия Имама Махди, да будет мир с ним.

Предисловие автора

С именем Аллаха Милостивого и Милосердного.

Хвала Аллаху – Господу миров, наставляющему на прямой путь, кого пожелает, достойному благодарности от Своих рабов за то, что вывел их из небытия к бытию, придал им наилучший образ, одарил их явными и скрытыми милостями, не поддающимися счёту в течение времён, как сказал Великий и Всемогущий: «Если вы будете считать милость Аллаха, то не сосчитаете её»[1]. Он указал им на Себя и наставил их к Себе, даровав им знание о Своём господстве и единобожии через чистый разум, доходчивую мудрость, совершенное творение, естественную природу, прекрасные создания, превосходные знамения и очевидные доказательства. Вместе с этим Он отправил к ним лучших из Своих творений – избранных посланников, несущих благую весть, увещевающих, указывающих, наставляющих, напоминающих, предостерегающих, доносящих, исполняющих, говорящих со знанием, поддержанных святым духом, побеждающих доводами, одолевающих приверженцев лжи знамениями и изумляющих обладателей разума чудесами. Он отличил их от остальных Своих творений тем, что одарил их Своим почтением, открыл им Своё сокровенное и укрепил их Своим могуществом, как сказал Великий и Всемогущий: «Знающий сокровенное, и Он не открывает никому Своего сокровенного, кроме посланников, которыми Он доволен, и к которым Он приставил спереди и сзади стражей»[2]. Он сделал это, чтобы возвысить их достоинства и возвеличить их степень, дабы после посланников у людей не было довода против Аллаха, и дабы довод Аллаха к ним стал полным без изъянов.

И хвала Аллаху, который оказал нам милость Мухаммадом, да благословит Аллах его и его род, опередившим Его создания в признании Его господства, завершающим из Его избранников, который увещевал своей миссией, самым любимым из Его любимцев, самым почитаемым из Его пророков, занимающим высочайшее положением пред Ним и имеющим особую степень. Он даровал ему всё, что даровал предыдущим пророкам, и прибавил ему в разы больше, чем дал им. И Он возвёл его в степень, через которую проявил его превосходство над ними, и сделал его имамом для них, когда он возглавил их молитву в Его небе. Он возвысил его положение над ними всеми и даровал право заступничества ему, а не им. Он вознёс его в Своё высочайшее царство и говорил с ним в местопребывании Своего величия, где он миновал степени приближенных ангелов и положение хранителей трона. Он ниспослал ему Книгу, которая объемлет все предыдущие писания и содержит в себе все их многочисленные знания, а также дополнительные знания, которых не было в них, как сказал о ней Всевышний Аллах: «Для разъяснения всякой вещи»[3]. И Он не упустил в ней ничего. Великий и Всемогущий Аллах наставил нас через Мухаммада, избавив от заблуждения и слепоты, спас нас через него от невежества и погибели. Через него, через ясную Книгу, которую он принёс, через религию, которую он довёл до совершенства, через руководство чистых и наставляющих имамов из его семейства, на которых он указал нам, Аллах избавил нас от нужды в ложных мнениях и изысканиях. Через него и имамов, да будет мир с ними, Он даровал нам успех идти по верному пути.

Да благословит Аллах его и его брата Повелителя правоверных Али – следующего после него в достоинствах, поддерживающего его в бедах и трудностях. Он – меч Аллаха против приверженцев неверия и невежества, протянутая рука Его милости и справедливости, идущий по Его пути в любом состоянии, пребывающий с истиной, где бы она ни находилась. Он – хранитель Его знания, доверенный в Его тайнах, знающий Его сокровенные повеления. И да благословит Аллах пречистых имамов из его потомства – наилучших, превосходных, праведных, источников милости, средоточия благ, светил во мраке, света среди человечества, морей знания и врат покорности, в которые Великий и Всемогущий Аллах призвал Свои творения входить и предостерёг их от отклонения от их пути, сказав: «О вы, которые уверовали! Входите все в покорность и не следуйте по стопам шайтана. Воистину, он для вас явный враг»[4]. Да благословит их Аллах лучшим, возвышенным, чистейшим, совершенным, высочайшим и величайшим благословением, и да приветствует Он их множеством приветствий, как надлежит Ему и как достойны этого Мухаммад и его семейство.

А затем. Мы видим разные группы, относящие себя к шиитской общине, которая восходит к Пророку Мухаммаду и его семейству, да благословит их Аллах. Они убеждены в имамате, который Аллах Своей милостью установил истинной религией, языком правды и украшением тех, кто вошёл в него. Он сделал имамат спасением для тех, кто придерживается его, добивается успеха, защищая его, хватается за его узы и верен его условиям. То есть, усерден в молитвах, в выплате закята, в поспешности в совершении благодеяний, в отстранении от нечестия и запретов, в отказе от остальных воспрещённых деяний, в боязни ослушаться Аллаха, да святится Его поминание, в занимании сердец поминанием Аллаха, в утруждении душ и тел для достижения близости к Нему. Но речи этих групп разделились, их пути разобщились, они пренебрегли обязательными предписаниями Великого и Всемогущего Аллаха и потянулись к запретам, наложенным Всевышним Аллахом. Некоторые из них впали в крайность, устремившись ввысь, а некоторые допустили упущения, упав вниз. И все они, кроме немногих, впали в сомнения об имаме их эпохи, о распорядителе их дел, о доводе их Господа, которого Он избрал Своим знанием, как сказал Великий и Всемогущий: «И твой Господь творит, что пожелает, и избирает, но у них нет выбора»[5]. Они впали в сомнения через испытание сокрытием двенадцатого имама, хотя Посланник Аллаха упоминал о нём прежде, и вести о нём дошли от Повелителя правоверных Али в его проповедях и речах, в которых он предостерегал от смуты эпохи сокрытия. А люди знания и передатчики хадисов передали вести о сокрытии и от остальных имамов из его потомства, от одного за другим. Нет ни одного из имамов, который не говорил бы о его сокрытии, не удостоверил бы его неизбежность, не описал бы испытание Всеблагого и Всевышнего Аллаха через него. И оно было вызвано дурными делами, недостойными деяниями, подчинением страстям, предпочтением уходящего ближнего мира вечному загробному миру, следованием желаниям и попранием прав, что вызвало гнев Великого и Святого Аллаха. Сомнения и неуверенность не переставали проникать в их сердца, как сказал о них Повелитель правоверных Али Кумейлу ибн Зияду в хадисе, описывающем людей знания: «Или он использовал его против следующих за людьми истины. Но нет у него проницательности. Проникает в его сердце сомнение при первом же столкновении с неясным». И это привело их в блуждание, растерянность, слепоту и заблуждение. И не осталось из них никого кроме немногих, которые были стойки в религии Аллаха, ухватились за вервь Аллаха и не сошли с прямого пути Аллаха. Исполнилось над ними описание спасённой общины, держащейся истины. Не трясут их бури, не вредят им смуты, не очаровывают их миражи, ибо они не вошли в религию через людей, чтобы люди же вывели их из неё, как сказал Имам Садик, да будет мир с ним: «Кто вошёл в эту религию через людей, того люди выведут из неё так же, как ввели в неё. А кто вошёл в религию через Коран и сунну, то сдвинутся горы, прежде чем сдвинется он».

Клянусь своей жизнью, те, которые заблудились, впали в растерянность, обманулись, отступили от истины и присоединились к ложным течениям, сделали это по причине знакомства лишь с малым числом хадисов, а также недостатка знаний и отсутствия понимания. Эти несчастные не придают значения поиску знаний, не утруждают себя их приобретением, не передают их от чистых источников. Но даже если бы они передали, но не поняли смысла переданного, то были бы они подобны тем, кто ничего не передал. Имам Садик сказал: «Познавайте степени наших последователей пред нами по числу переданных от нас хадисов и их пониманию нас». Хадисы нуждаются в понимании, ибо сказано: «Один хадис, который ты понимаешь, лучше тысячи хадисов, которые ты передаёшь».

Большая часть тех, кто оказался в этих группах, сделали это по разным причинам. Среди них есть те, кто оказался в них без размышлений и знаний. Столкнувшись с незначительным сомнением, они сразу же впадают в заблуждение.

Среди них есть те, кто желает ближнего мира и его благ. Всякий раз, когда заблудшие и влюблённые в ближний мир склоняют их к ближнему миру, они тянутся к нему, предпочитая его религии, обольстившись словами обольщения шайтанов, о которых Великий и Всемогущий Аллах сказал в Своей Книге: «Шайтанов из числа людей и джиннов, внушающих друг другу красивые слова обольщения»[6]. Обольщённые ближним миром подобны тому, кого обманул мираж в пустыне, который жаждущий принимает за воду. Во время жажды он видит блеск воды, но когда идёт к ней, ничего не находит, как сказал об этом Великий и Всемогущий Аллах.

И среди них есть те, кто украсился этим повелением из лицемерия, стремясь к власти, жаждая её и любя. Они не веруют в истину, и нет в них искренности. Да лишит их Аллах Своей красоты, изменит их состояние и уготовит для них наказание.

И среди них есть те, кто исповедует правильную религию, но имеет слабую веру и духовную немощь в истинности того, что было сказано им. И когда настало это испытание (сокрытие Имама Махди), о котором триста лет говорили приближенные к Аллаху, они впали в растерянность и остолбенели, как сказал Великий и Всемогущий Аллах: «Они подобны тому, кто зажёг огонь. А когда он осветил всё вокруг него, Аллах лишил их света и оставил их в темноте, где они ничего не видят»[7]. И Он сказал: «Когда она светит им, они идут в ней. А когда над ними опускается мрак, они стоят»[8].

Среди хадисов, переданных от правдивых имамов, да будет мир с ними, мы обнаружили хадисы, в которых они повелевают, что тому, кого Аллах одарил знаниями и довёл в познаниях до степени, до которой не довёл других, следует разъяснить неясности для своих братьев по вере, наставить их в растерянности на истинный путь и вывести их из сомнений к свету убеждённости. Поэтому я решил ради Великого и Всемогущего Аллаха привести хадисы от правдивых и чистых имамов, начиная с Повелителя правоверных Али и заканчивая последним из них, да будет мир с ними. Хадисы о сокрытии двенадцатого имама, в истинности и свете которого слепы те, кого Аллах отдалил от знания о нём и от наставлений имамов. Достоверные хадисы, переданные последователями истины, которые исповедовали религию через них и уверовали в то, что было сказано им.

Если тот, кому Всевышний Аллах даровал прекрасный образ, открыл слух его сердца, одарил его превосходными способностями, наделил его пониманием в хадисах, дошедших от чистых наставников, да будет мир с ними, вдумается в хадисы о сокрытии, которые я привёл в этой книге, поразмыслит над ними, а не прочтёт их поверхностно и не пробежится по ним взглядом, то он поймёт, что если бы этого сокрытия не произошло, несмотря на многочисленные хадисы, повествующие о нём, то это было бы доказательством несостоятельности учения имамитов – последователей двенадцати имамов. Но Всеблагой и Всевышний Аллах подтвердил предупреждение имамов о сокрытии и удостоверил о нём их слова, сказанные ими в эпоху за эпохой. Он обязал шиитов подчиняться, верить и следовать тому убеждению, на котором они стоят, Он подкрепил их сердца убеждённостью в истинности того, что было передано им. Приближенные к Аллаху имамы предостерегли своих последователей от того, чтобы страсти не увели их, чтобы смуты не сбили их и их сердца. Они описали для них испытания, которыми Всевышний Аллах охватит Свои творения тогда, когда произойдёт сокрытие, «дабы тот, кто погиб, погиб при полной ясности, и тот, кто выжил, выжил при полной ясности»[9].

Передаётся, что мужчина из числа сподвижников Имама Садика, да будет мир с ним, сказал: «Я слышал, как он говорил: «Этот аят из суры «Железо» был ниспослан для людей эпохи сокрытия: «И не будьте как те, которым писание было даровано прежде. Затянулся над ними срок и ожесточились их сердца, и многие из них нечестивцы»[10]. Затем Великий и Всемогущий Аллах сказал: «Аллах оживляет землю после её смерти. Мы уже разъяснили вам знамения, быть может, вы поразмыслите»[11]. И имам сказал: «Воистину, срок – это срок сокрытия». Великий и Всемогущий Аллах желает сказать: «О, община Мухаммада, да благословит Аллах его и его род», или «О, собрание шиитов. Не будьте как те, которым писание было даровано прежде. Затянулся над ними срок». Таким образом, значение этого аята раскрывается в отношении людей эпохи сокрытия и его дней, а не иных эпох.

Всевышний Аллах запретил шиитам сомневаться в доводе Аллаха и считать, что Аллах даже на мгновение оставит землю без Своего довода, как сказал Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, Кумейлу ибн Зияду: «Да, о, Аллах. Земля не остаётся без довода Аллаха. Он или явный и известный, или опасающийся и безвестный, чтобы доказательства Аллаха не остались несостоятельными». И Аллах предостерёг их от того, чтобы они жаловались и проявляли неуверенность, дабы не ожесточились их сердца, когда затянется над ними срок.

Затем Имам Садик сказал: «Разве вы не слышали слова Всевышнего в следующем аяте: «Знайте, что Аллах оживляет землю после её смерти. Мы уже разъяснили вам знамения, быть может, вы поразмыслите»[12]. То есть, Аллах оживляет землю справедливостью через Каима (Имама Махди), да будет мир с ним, после её смерти в несправедливости имамов заблуждения». И значения каждого из этих двух аятов подтверждают друг друга.

Помимо этого необходимо привести слова имамов, да будет мир с ними, об отклонении некоторых из шиитов, об их заблуждении и обращении вспять через испытание, очищение и просеивание. То, что сказали об этом имамы, мы привели в главе о том, с чем столкнутся шииты из очищения, разделения и испытания. Но здесь мы приведём несколько хадисов из той главы, чтобы отрицающий не мог отрицать того, что возникло из-за этих течений, действующих по своим страстям и подверженных влиянию ближнего мира.

Передаёт Малик ибн Дамра: «Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал своим последователям (шиитам): «Будьте среди людей как пчёлы среди птиц. Нет ни одной птицы, которая придавала бы значение пчеле. Но если бы она знала, что находится внутри пчелы, она не относилась бы к ней так, как относилась прежде. Смешивайтесь с людьми вашими телами, но покиньте их вашими сердцами и вашими деяниями, ибо каждому человеку принадлежит то, что он приобрёл, и в день суда он будет с тем, кого он любил. Знайте, о, собрание шиитов, вы не увидите того, что любите и на что надеетесь, пока некоторые из вас не станут плевать в лица других, пока некоторые из вас не назовут других лжецами и пока не останется из вас на этом повелении количество подобное сурьме в глазу и соли в еде, и это самая малость. И я приведу вам пример об этом. Это подобно мужчине, у которого есть пшеница. Он провеял её, просеял и очистил, затем занёс в дом и запер дверь. Затем он открыл дверь и обнаружил червей, попавших в пшеницу. Потом он вынес её, снова очистил и провеял, затем занёс в дом и запер дверь. Затем он открыл дверь и снова обнаружил червей, попавших в пшеницу. И он снова вынес её, очистил и провеял, затем занёс в дом и запер дверь. Потом он вынес её спустя некоторое время и обнаружил, что в неё снова попали черви. И он несколько раз проделал то, что делал, пока не осталось небольшое количество пшеницы, которой черви ничем не навредят. Так же вас очистят смуты, пока не останется из вас группа, которой смуты ничем не навредят».

И передаётся, что Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Клянусь Аллахом, вы непременно будете испытаны. Клянусь Аллахом, вас непременно будет швырять направо и налево, пока не останется из вас лишь каждый человек, с которого Аллах взял завет, записал в его сердце веру и поддержал его духом от Него». В другом хадисе сказано: «Пока не останется из вас на этом повелении лишь малое число». И эта группа, которая останется на этом повелении, и будет крепкой и стойкой в истине, является группой, которой приказано проявлять терпение во время сокрытия.

Передаёт Бурейд ибн Муавия Иджли: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал о значении слов Всевышнего «О вы, которые уверовали! Терпите, запаситесь терпением и будьте стойки на страже»[13]: «Терпите в исполнении обязательных предписаний, запаситесь терпением против ваших врагов и будьте стойки в вашем ожидаемом имаме».

И это малочисленная группа, которой Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, говорил: «Не страшитесь пути руководства из-за малочисленности тех, кто идёт по нему». Передаёт Асбаг ибн Нубата: «Я слышал, как Повелитель правоверных Али говорил с минбара Куфы: «О, люди! Я – нос веры, я – нос руководства и его глаза (я вдыхаю истинную веру и руководство и вижу их). О, люди! Не страшитесь пути руководства из-за малочисленности тех, кто идёт по нему, ибо люди собрались за трапезным столом, за которым мало насытившихся и много голодных. И Аллах – Тот, кого просят о помощи, и охватят людей довольство и гнев. О, люди! Верблюдицу Салиха подрезал один человек, но Аллах подверг наказанию их всех за их довольство его поступком. И указанием этого являются слова Великого и Всемогущего: «Они воззвали к своему товарищу, и тот взял и подрезал. Каково же было Моё наказание и увещание!»[14] И Он сказал: «Они подрезали её, и их Господь поразил их за их грех и сравнял это, не страшась последствий этого»[15]. Знайте, кто спросит о моём убийце и будет считать, что он верующий, тот убил меня. О, люди! Кто идёт по пути, тот придёт к воде, а кто сойдёт с него, тот очутится в пустыне».

В словах Повелителя правоверных «Кто идёт по пути, тот придёт к воде, а кто сойдёт с него, тот очутится в пустыне» содержится убедительное разъяснение для размышляющих и доказательство необходимости держаться за имамов. В этих словах предостережение к тем, кто откажется от них, сойдёт с их пути, склонится вправо или влево и будет внимать речам обманутых смутьянов, обольщённых и искушённых в своей религии – речам, подобным рассеянной пыли и обманчивому миражу. Как сказал Великий и Всемогущий Аллах: «Алиф, лям, мим. Разве люди полагают, что их оставят, если они скажут: «Мы уверовали», и не подвергнут искушению? Мы уже подвергали искушению тех, кто был до них. Аллах непременно узнает тех, кто говорит правду, и Он непременно узнает лжецов»[16]. И как передаётся от Пророка, да благословит Аллах его и его род, сказавшего: «Вам не следует спорить с каждым обольщённым (искушённым), ибо он говорит свой довод, пока не завершится его срок. А когда его срок завершится, его грехи воспламенят его и сожгут».

И с помощью Аллаха я собрал в этой книге хадисы о сокрытии и относящихся к нему темах, переданные нашими шейхами от Повелителя правоверных Али и правдивых имамов, да будет мир с ними. Я собрал лишь те хадисы, которые имелись у меня, ибо не явились ко мне все хадисы, переданные о сокрытии, по причине их отдалённости от меня и того, что моя память не охватила их. То, что передают об этом люди, намного больше того, что передал я, и то, что имеется у меня, меньше того количества. Я собрал хадисы в главах, начав с упоминания того, что передаётся о сохранении тайны семейства Мухаммада, да благословит Аллах его и его род, от тех, кто не достоин её. И что передаётся о действиях согласно действиям приближенных к Аллаху имамов, которые велели скрывать её от врагов религии, от противников, враждующих с имамами, от течений, привносящих нововведения, от сомневающихся, от мутазилитов, принижающих достоинства Повелителя правоверных, благословение Аллаха над ним и всем его семейством, а также от тех, кто дозволяет выдвигать следующего вперёд следуемого и несовершенного вперёд совершенного. И это противоречит тому, что сказал Великий и Всемогущий Аллах: «Тот ли, кто ведёт к истине, имеет больше прав, чтобы следовали за ним, или же тот, кто сам не ведёт, если его не будут вести? Что с вами? Как вы судите?»[17] И они восторгаются своим мнением, вводящим в заблуждение, и своими слепыми сердцами, как сказал Великий и Всемогущий Аллах: «Воистину, слепы не взоры, а слепы сердца, находящиеся в груди»[18]. И как сказал Всеблагой и Всевышний Аллах: «Скажи: «Не поведать ли вам о тех, кто потерпел наибольший убыток в деяниях? Тех, усердие которых заблудилось в ближнем мире, хотя они считают, что поступают хорошо?»[19] И это те несчастные, кто отрицает достоинства имамов и их руководство из-за упрямства, поселившегося в их сердцах, которые они проявляют в отношении имамов. И это после того, как до них дошёл довод от Аллаха, когда Он – Великий и Всемогущий – сказал: «Держитесь все за вервь Аллаха и не разделяйтесь»[20]. И довод от Его Посланника, да благословит Аллах его и его род, который говорил о своём семействе, что они – наставники и ковчег спасения, они – одна из двух драгоценностей. Он сообщил нам, что он оставил эти две драгоценности своими наместниками для нас и велел держаться за них, сказав: «Я оставляю для вас своими наместниками две драгоценности – Книгу Аллаха и моё семейство ахль аль-бейт. Они – вервь, протянутая между вами и Аллахом, один конец которой в руке Аллаха, а другой конец в ваших руках. Если вы ухватитесь за них, то никогда не заблудитесь».

Они остались без поддержки Аллаха по причине того, что не придали значения этому наказу Посланника Аллаха, а также по причине того, что они содеяли и предпочли слепоту верному руководству, как сказал Великий и Всемогущий: «Что касается самудян, то Мы указали им на прямой путь, но они предпочли слепоту верному руководству»[21]. И как сказал Он: «Разве ты не видел того, кто избрал божеством свою страсть? И Аллах ввёл его в заблуждение на основании знания»[22]. Он желает сказать, что он упрям к истине на основании знания, не придаёт ей значимости, отвергает её, и он принимает и находит приятной ложь, которая стала сладкой в его сердце. «Воистину, Аллах ни в чём не проявляет несправедливости к людям, но люди сами несправедливы к себе»[23]. Они противодействуют последователям истины и любящим приверженцев правды. Они отрицают то, что передают достойные доверия верующие от семейства Посланника Аллаха, да будет мир с ними. Они отвергают их и порочат по своему невежеству и несчастью. Они говорят то, что передают враги последователей истины, и поступают согласно этому. А своими имамами они избрали свои страсти, свои ограниченные умы и свои мнения, оставив тех, кого Аллах избрал на основании знания, как Он сказал: «Мы избрали их на основании знания над мирами»[24]. Он назначил их имамами, избрал их, предпочёл и остался доволен ими. И поэтому глава с хадисами о сохранении религии Аллаха и скрывании знаний избранников Пречистого Аллаха от их врагов, которые превращают их в насмешку, более достойна быть первой и их повеление об этом более достойно для повиновения.

После этого я привёл главу, упоминающую о верви Аллаха, которой нам велено держаться и не разделяться от неё, как сказал Он: «Держитесь все за вервь Аллаха и не разделяйтесь»[25].

Затем я добавил упоминание того, что сказано об имамате и завещании, и что они от Великого и Всемогущего Аллаха и по Его выбору, как сказал Всеблагой и Всевышний: «И твой Господь творит, что пожелает, и избирает, но у них нет выбора»[26], и что это аманат, который имам передаёт следующему имаму.

Затем, что сказано о том, что имамов двенадцать, и что из Корана, Торы и Евангелия указывает на это. А также то, что передаётся через не шиитов о том, что имамов двенадцать.

Затем, что передаётся о том, кто притязает на имамат, и о том, кто полагает, что он имам, не являясь имамом, и о том, что обладатель каждого знамени, поднятого до выступления Каима (Имама Махди), является тагутом.

Затем хадисы, переданные через не шиитов.

Затем, что передаётся о том, кто сомневается в одном из имамов, или проводит ночь, не познав в ней своего имама, или исповедует религию Великого и Всемогущего Аллаха без имама от Него.

Затем, что передаётся о том, что земля не останется без довода Аллаха.

Затем, что передаётся о том, что если на земле останутся двое, то один из них будет доводом.

Затем, что передаётся о сокрытии ожидаемого двенадцатого имама, о чём упомянули Повелитель правоверных Али и имамы после него, и об их предвещании этого.

Затем, что передаётся о том, что велено шиитам из терпения, сдерживания и ожидания во время сокрытия.

Затем, что передаётся о том, с чем столкнутся шииты из испытания, разделения и разногласий во время сокрытия, пока на истинном повелении не останутся немногие.

Затем, что передаётся о бедствиях, которые будут до выступления Каима (Имама Махди).

Затем, что передаётся о его качествах и методах.

Затем, что ниспослано о нём из Корана.

Затем, что передаётся о признаках до его пришествия, которые указывают на его выступление и близость его повеления.

Затем, что передаётся о запрете определения времени выступления и упоминания имени обладателя повеления.

Затем, что передаётся о том, с чем столкнётся Каим с момента своего выступления и чем будет охвачен он от невежества людей.

Затем, что передаётся о войске гнева, и это сподвижники Каима, и об их количестве.

Затем, что передаётся о Суфьяни, дело которого неминуемо и будет до выступления Каима.

Затем, что передаётся о знамени Посланника Аллаха, которое после верблюжьей битвы не развернёт никто, кроме Каима.

Затем, что передаётся о состоянии шиитов во время выступления Каима, и до этого и после.

Затем, что передаётся о том, что Каим начнёт новый призыв, и что ислам начался чуждым и вернётся чуждым, как и начался.

Затем, что передаётся о сроке правления Каима после его пришествия.

Затем, что передаётся об Исмаиле ибн Аби Абдулле (сыне Имама Садика) и о несостоятельности того, что утверждают лжецы.

Затем, что передаётся о том, что тому, кто познал своего имама, не навредит, раньше наступит это повеление или позже.

И мы просим Аллаха Его великодушным ликом и величественной степенью благословить Мухаммада и его очищенное семейство – избранных из Его творений, наилучших из Его созданий, Его прочную вервь, Его надёжную рукоять, которая не сломится. Мы просим Его укрепить нас твёрдым словом в ближнем мире и в мире загробном. И мы просим Его установить нашу жизнь, нашу смерть и наше воскрешение в Его истинной религии, которой Он оказал нам милость, и в любви к её приверженцам (имамам), которых Он отличил Своим почтением, сделал их посредниками между Собой и Своими творениями и сделал их доводом к Своим созданиям. И мы просим Его оказать нам содействие в подчинении им, в действии согласно тому, что они приказали, и отстранении от того, что они запретили. И мы просим Его не делать нас сомневающимися в чём-либо из их слов и неуверенными в их правдивости и истинности. И мы просим Его ввести нас в число помощников Его религии вместе с Его приближенным (Имамом Махди) и с правдивыми в борьбе против Его врагов. И мы просим Его поместить нас вместе с ними, почтить нас соседством с ними в райских садах, не разъединять нас от них даже на мгновение, не меньше этого и не больше. Воистину, Он – Щедрый и Великодушный.

1. Сура «Ибрагим», аят 34

2. Сура «Джинны», аяты 26-27

3. Сура «Пчёлы», аят 89

4. Сура «Корова», аят 208

5. Сура «Рассказ», аят 68

6. Сура «Скот», аят 112

7. Сура «Корова», аят 17

8. Сура «Корова», аят 20

9. Сура «Добыча», аят 42

10. Сура «Железо», аят 16

11. Сура «Железо», аят 17

12. Сура «Железо», аят 17

13. Сура «Семейство Имрана», аят 200

14. Сура «Месяц», аяты 29-30

15. Сура «Солнце», аяты 14-15

16. Сура «Паук», аяты 1-3

17. Сура «Йунус», аят 35

18. Сура «Хадж», аят 46

19. Сура «Пещера», аяты 103-104

20. Сура «Семейство Имрана», аят 103

21. Сура «Разъяснены», аят 17

22. Сура «Коленопреклонённая», аят 23

23. Сура «Йунус», аят 44

24. Сура «Дым», аят 32

25. Сура «Семейство Имрана», аят 103

26. Сура «Рассказ», аят 68