9. Книга очищения (китабут-тахара) - Аль-Кафи

9. Книга очищения (китабут-тахара)

284. Глава о чистоте воды

Хадис 1061. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Вода очищает и не очищается». (3-1)

Хадис 1062. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Вся вода чистая, пока не станет известно, что она осквернена». (3-1)

Хадис 1063. Передаёт Абу Бакр Хадрами: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о морской воде: «Чистая ли она?» Он ответил: «Да». (3-1)

285. Глава о колодце и о том, что упало в него

Хадис 1064. Передаёт Абу Басир: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о том, что попадает в колодцы. Он сказал: «Если это мышь и подобные ей мелкие животные, то из колодца необходимо вычерпнуть семь ведёр воды. Но если изменится вкус, цвет и запах воды, то воду нужно вычерпывать до тех пор, пока она не улучшится. Если в колодец упадёт собака, и если ты сможешь вычерпнуть из него всю воду, то сделай это. А если всё, что попадёт в колодец, не будет иметь крови, как скорпион или жуки и тому подобное, то ничего делать не нужно». (3-6)

Хадис 1065. Передаёт Али ибн Джафар: «Я сказал Имаму Казиму, да будет мир с ним, что мужчина забил овцу, которая вырвалась и упала в колодец с водой, а из её шейных вен лилась кровь, и спросил: «Можно ли совершать малое омовение водой этого колодца?» Он сказал: «Нужно вычерпнуть из этого колодца от тридцати до сорока вёдер воды, а затем можно совершать малое омовение». И я сказал ему, что мужчина забил курицу или голубя, которые упали в колодец, и спросил: «Будет ли правильным совершать малое омовение из этого колодца?» Он сказал: «Нужно вычерпнуть из колодца несколько вёдер воды, а затем можно совершать малое омовение». И я спросил его о мужчине, который брал воду из колодца, а из его носа потекла кровь и попала в колодец: «Можно ли совершать малое омовение из этого колодца?» Он сказал: «Нужно вычерпнуть из колодца несколько вёдер воды». (3-6)

286. Глава о малом омовении, совершаемом водой, из которой пили домашние животные, хищники и птицы

Хадис 1066. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Дозволено совершать малое омовение водой, из которой пило животное, чьё мясо дозволено в пищу». (3-9)

Хадис 1067. Передаёт Аммар ибн Муса: «Имама Садика, да будет мир с ним, спросили о воде, из которой пил голубь. Он сказал: «Совершай малое омовение и пей воду, которую пило любое животное, чьё мясо дозволено в пищу». Его спросили о воде, из которой пил сокол, ястреб или орёл. Он сказал: «Совершай малое омовение водой, которую пила любая птица, за исключением той птицы, на клюве которой ты увидишь кровь. Если ты увидишь на её клюве кровь, то не совершай этой водой малое омовение и не пей её». (3-9)

Хадис 1068. Передаёт Вашша: «Имам Садик, да будет мир с ним, сторонился воды, из которой пило животное, чьё мясо не дозволено в пищу». (3-10)

287. Глава о малом омовении, совершаемом водой, из которой пила женщина во время месячных, пил иудей, христианин и насибит

Хадис 1069. Передаёт Хусейн ибн Аби Аля: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним: «Можно ли пить воду, из которой пила женщина во время месячных?» Он сказал: «Да, но не нужно совершать этой водой малое омовение». (3-11)

Хадис 1070. Передаёт Вашша: «Имам Садик, да будет мир с ним, сторонился воды, из которой пил незаконнорожденный, иудей, христианин, язычник и каждый, кто противится исламу. А ещё больше он сторонился воды, из которой пил насибит, враждующий с ахль аль-бейт». (3-11)

288. Глава о местах, в которых не следует справлять большую и малую нужду

Хадис 1071. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Некий мужчина спросил Имама Саджада, да будет мир с ним: «Где справлять нужду путникам, находящимся в чужой местности?» Он сказал: «Им следует избегать справлять нужду на берегах рек, на дорогах, по которым ходят люди, под фруктовыми деревьями и возле мест проклятия». Мужчина спросил: «Что такое места проклятия?» Он сказал: «Двери домов». (3-15)

Хадис 1072. Передаёт Мухаммад ибн Яхья: «Имама Казима, да будет мир с ним, спросили о справлении большой нужды. Он сказал: «Не поворачивайся при этом к кибле лицом и спиной. И не поворачивайся при этом к ветру лицом и спиной». Также передаётся в другом хадисе: «Не поворачивайся лицом к солнцу и луне». (3-15)

Хадис 1073. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Прокляты три деяния и тот, кто совершает их. Кто справляет большую нужду под тенью плодоносящих деревьев, кто преграждает доступ к общей воде, кто перекрывает дорогу, по которой ходят люди». (3-16)

289. Глава о словах при входе в отхожее место, выходе из него, при омовении, и о подмывании

Хадис 1074. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «При входе в отхожее место скажи: «С именем Аллаха. О, Аллах, я прибегаю к Тебе от мерзости, порочности, гнусности и скверны проклятого шайтана» /Бисмилляhи. Аллаhумма, инни а’узу бикя миналь-хабисиль-мухбисир-риджсин-ниджсиш-шайтанир-раджим/. А когда ты выйдешь из отхожего места, скажи: «С именем Аллаха. Хвала Аллаху, который избавил меня от мерзости, порочности и удалил от меня вред» /Бисмилляhи. Аль-хамду лилляhил-лязи ‘афани миналь-хабисиль-мухбиси уа амата ‘анниль-аза/. А при омовении скажи: «Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха. О, Аллах, сделай меня из кающихся и сделай меня из очищающихся. И хвала Аллаху – Господу миров» /Ашhаду алля иляhа илляллаhу. Аллаhумма, идж’альни минат-таууабин уадж’альни миналь-мутатаhhирин. Уаль-хамду лилляhи раббиль-‘алямин/. (3-16)

Хадис 1075. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Если ты помянешь имя Аллаха во время омовения, то очистится всё твоё тело. А если не помянешь, то очистятся лишь те части тела, на которые попала вода». (3-16)

Хадис 1076. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, запрещал подмываться правой рукой». (3-17)

Хадис 1077. Передаёт Али ибн Яктын: «Я сказал Имаму Казиму, да будет мир с ним: «Мужчина помочился и забыл помыть свой половой орган. Затем он совершил малое омовение для выполнения молитвы». Он сказал: «Ему следует помыть свой половой орган и повторно выполнить молитву, но не нужно повторно совершать малое омовение». (3-18)

290. Глава об очищении (истибра) после мочеиспускания и о смывании мочи

Хадис 1078. Передаёт Мухаммад ибн Муслим: «Я сказал Имаму Бакиру, да будет мир с ним: «Мужчина помочился, и у него нет воды». Он сказал: «Ему следует трижды выжать свой половой орган от основания до конца и сдавить конец. Если после этого что-то выйдет наружу, то это не моча, а другие жидкости». (3-19)

Хадис 1079. Передаёт Ибн Аби Йафур: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о мужчине, который помочился, потом подмылся, затем встал на молитву и почувствовал выделение влаги. Он сказал: «Ему не нужно подмываться, так как это не моча, а другая жидкость». (3-19)

Хадис 1080. Передаёт Хусейн ибн Аби Аля: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о моче, которая попала на тело. Он сказал: «Нужно два раза полить на это место воду». (3-20)

291. Глава о чистке зубов

Хадис 1081. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Два раката молитвы, перед которыми были почищены зубы, превосходят семьдесят ракатов, перед которыми зубы не были почищены. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, говорил: «Если бы я не боялся затруднений для моей общины, то я непременно приказал бы им чистить зубы перед каждой молитвой». (3-22)

Хадис 1082. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «К традициям пророков относится чистка зубов». (3-23)

Хадис 1083. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Минимальная чистка зубов – когда ты протрёшь их своим пальцем». (3-23)

292. Глава о полоскании рта и промывании носа

Хадис 1084. Передаёт Абу Басир: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о полоскании рта и промывании носа. Он сказал: «Эти действия не относятся к малому омовению, так как внутренняя полость рта и носа не относится к внешней части лица». (3-23)

293. Глава, в которой содержится описание малого омовения (вуду)

Хадис 1085. Передаёт Зурара: «Имам Бакир, да будет мир с ним, спросил нас: «Не рассказать ли вам о малом омовении Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род?» Мы ответили: «Да». Он попросил чашу с водой, а затем поставил её перед собой. Затем он обнажил свои руки, погрузил в чашу правую ладонь и сказал: «Вот так, если ладонь чиста». Затем он набрал в ладонь воду и налил её на свой лоб, сказав: «С именем Аллаха» /бисмилляhи/, и дал воде стечь на концы своей бороды. Затем он один раз омыл своё лицо и лоб. Затем он погрузил в чашу левую руку, набрал воду, налил её на локоть правой руки и омыл ладонью руку, пока вода не достигла кончиков пальцев. Затем он набрал воду в правую ладонь, налил её на локоть левой руки и омыл ладонью руку, пока вода не достигла кончиков пальцев. Потом он отёр переднюю часть своей головы и внешнюю часть стоп влагой, оставшейся на левой и правой руке. Затем Имам Бакир сказал: «Аллах один и любит нечётное число. Для совершения малого омовения тебе достаточно трёх пригоршней воды – одна для лица и две для рук. И протри влагой правой руки переднюю часть головы. Оставшейся влагой на правой руке протри стопу правой ноги, а оставшейся влагой на левой руке протри стопу левой ноги». Зурара говорит: «Имам Бакир сказал: «Однажды один человек спросил Повелителя правоверных Али, да будет мир с ним, о малом омовении Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род, и он показал ему то же самое». (3-25)

Хадис 1086. Передаёт Хаммад ибн Усман: «Я сидел возле Имама Садика, да будет мир с ним, когда он попросил воды. Он наполнил ладонь водой и полностью омыл ею своё лицо. Затем он наполнил ладонь водой и полностью омыл ею свою правую руку. Затем он наполнил ладонь водой и полностью омыл свою левую руку. Затём он отёр голову и ноги, и сказал: «Это малое омовение того, кто не привносит ничего нового, то есть не преступает границ в малом омовении». (3-27)

Хадис 1087. Передаёт Абдулькарим: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о малом омовении. Он сказал: «При малом омовении Али, да будет мир с ним, по одному разу омывал лицо и руки и по одному разу отирал голову и ноги». (3-27)

294. Глава о границах лица и рук, которые должны омываться, и о том, как они омываются

Хадис 1088. Передаёт Зурара: «Я сказал Имаму Бакиру, да будет мир с ним: «Расскажи мне о границах лица, которое необходимо омывать и о котором сказал Великий и Всемогущий Аллах». Он сказал: «Всевышний Аллах повелел омывать лицо. Никому не дозволено добавлять в него или убавлять из него. Если он добавит в него, то не будет награждён, а если убавит из него, то согрешит. Этим лицом в длину является площадь, которую охватывают указательный, средний и большой пальцы, от места роста волос на голове до подбородка. И в ширину площадь, которую охватывают средний и большой пальцы. Это лицо. И всё кроме этого не относится к лицу». Я спросил: «Висок не относится к лицу?» Он сказал: «Нет». (3-27)

Хадис 1089. Передаёт Мухаммад ибн Муслим: «Я спросил Имама Бакира, да будет мир с ним, о мужчине, совершающем малое омовение: «Нужно ли ему омывать внутреннюю часть бороды?» Он сказал: «Нет». (3-28)

Хадис 1090. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Когда вы совершаете малое омовение, не ударяйте лицами по воде, а лейте воду на лица». (3-28)

Хадис 1091. Имам Рида, да будет мир с ним, сказал: «Всевышний Аллах обязал женщин, совершающих малое омовение для молитвы, начинать мыть руку с внутренней части локтя, а мужчин с внешней». (3-29)

Хадис 1092. Передаёт Али ибн Джафар: «Я спросил Имама Казима, да будет мир с ним, о мужчине, у которого отрезана рука до локтя: «Как ему совершать малое омовение?» Он сказал: «Он должен омыть оставшуюся часть руки». (3-29)

295. Глава об отирании головы и стоп

Хадис 1093. Передаёт Мухаммад ибн Муслим: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Уши не относятся к лицу, которое нужно омывать, и не относятся к голове, которую нужно отирать». Зашла речь об отирании, и он сказал: «Соверши отирание на переднюю часть головы и на стопы, и начни с правой стопы». (3-29)

Хадис 1094. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Женщине, для того чтобы совершить отирание на голову, достаточно отереть переднюю часть головы тремя пальцами, и ей не нужно снимать с головы покрывало». (3-30)

Хадис 1095. Передаёт Ибн Аби Наср: «Я спросил Имама Риду, да будет мир с ним, об отирании стоп: «Как оно совершается?» Он положил свою ладонь на пальцы ноги и отёр её до выступа на внешней стороне стопы». Я спросил: «Да стану я жертвой за тебя. Если человек утверждает, что можно отереть двумя пальцами, этого достаточно?» Он сказал: «Нет, только ладонью». (3-30)

Хадис 1096. Передаёт Мухаммад ибн Марван: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Человек проживает шестьдесят или семьдесят лет, но Аллах не принимает его молитвы». Я спросил: «Почему так?» Он сказал: «Потому что он омывает то, что Аллах велел отирать». (3-31)

296. Глава о повязках, ранах и язвах

Хадис 1097. Передаёт Халаби: «Имама Садика, да будет мир с ним, спросили о мужчине, у которого имеется язва на руке или другом месте, на которое совершается малое омовение. Этот мужчина перевязал её тряпкой, а во время совершения малого омовения протирает это место. Он сказал: «Если вода причиняет ему мучения, то ему нужно отереть тряпку. Но если вода не причиняет ему мучения, то ему нужно развязать тряпку и омыть язву». Я спросил его о ране: «Как быть с ней при омовении?» Он сказал: «Омой вокруг раны». (3-33)

297. Глава о сомнении в малом омовении и о том, кто забыл совершить его

Хадис 1098. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Если ты уверен в том, что испортил малое омовение, то соверши его. И никогда не совершай малое омовение, если ты не уверен в том, что испортил его». (3-33)

Хадис 1099. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Если ты, выполняя молитву, вспомнил, что забыл совершить что-то из малого омовения, которое обязательно для тебя, то прекрати молитву. Затем закончи то, что забыл ты из малого омовения, и повторно выполни молитву. И если ты забыл отереть голову, то для её отирания тебе достаточно собрать влагу со своей бороды. Отри этой влагой переднюю часть головы». (3-34)

Хадис 1100. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Совершай малое омовение последовательно, как велел Великий и Всемогущий Аллах. Начни с лица, затем руки, затем отри голову, а затем ноги. И ни в коем случае ничего не совершай раньше того, что должно быть совершено прежде. Тогда ты поступишь наперекор тому, что велено тебе. Если ты омыл руки прежде лица, то начни с лица и снова омой руки. Если ты отёр ногу прежде головы, то отри голову прежде ноги, а затем снова отри ногу. Начинай с того, с чего велел начинать Аллах». (3-34)

298. Глава о том, что портит малое омовение и что не портит его

Хадис 1101. Передаёт Закария ибн Адам: «Я спросил Имама Риду, да будет мир с ним, о вытекающем гное: «Портит ли он малое омовение?» Он сказал: «Три вещи портят малое омовение – моча, кал и кишечные газы». (3-36)

Хадис 1102. Передаёт Зурара: «Я спросил Имама Бакира и Имама Садика, да будет мир с ними: «Что портит малое омовение?» Они сказали: «То, что выходит из двух сторон внизу – ануса и полового органа. Кал, моча, сперма, кишечные газы, а также сон, который уносит сознание. Каждый сон вынуждает совершить малое омовение, кроме сна, при котором ты слышишь звуки». (3-36)

Хадис 1103. Передаёт Хусейн ибн Аби Аля: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о мужчине, который отрыгнулся, и вместе с отрыжкой что-то вышло из него: «Должен ли он снова совершить малое омовение?» Он сказал: «Нет». (3-36)

299. Глава о жидкостях, выделяющихся из половых органов (мази и вади)

Хадис 1104. Передаёт Бурейд ибн Муавия: «Я спросил Имама Бакира, да будет мир с ним, о жидкости, выделяющейся из половых органов при возбуждении. Он сказал: «Она не портит малое омовение, и необязательно очищать от неё одежду и тело. Она подобна носовой слизи и слюне». (3-39)

300. Глава о видах большого омовения (гусль)

Хадис 1105. Передаёт Самаа: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о большом омовении в пятницу». Он сказал: «Оно обязательно в пути и дома, но освобождаются от него женщины в пути по причине нехватки воды». И он сказал: «Большое омовение после половой близости обязательно. Большое омовение после месячных, когда женщина очистится от них, обязательно. Большое омовение при кровяных вагинальных выделениях (истихада) обязательно. Если она введёт вату и кровь пропитает её насквозь, то ей нужно совершить большое омовение для каждой из двух молитв, и для утренней молитвы большое омовение. А если кровь не пропитает вату насквозь, то каждый день ей нужно совершать одно большое омовение, а для каждой молитвы малое омовение. И большое омовение после рождения ребёнка обязательно. И большое омовение новорождённому обязательно. И большое омовение покойнику обязательно. И большое омовение в паломничестве обязательно. И большое омовение для вхождения в каабу обязательно. И большое омовение для мольбы о ниспослании дождя обязательно. Большое омовение в первую ночь месяца рамадан желательно. Большое омовение в двадцать первую ночь и в двадцать третью ночь сунна. Не оставляй его в эти две ночи, ведь в одну из них ожидается ночь предопределения. Большое омовение в праздник разговения и в праздник жертвоприношения сунна, и я не желаю, чтобы оно было оставлено в эти дни. И большое омовение для прошения благ у Аллаха. И желательно большое омовение в три ночи месяца рамадан – в девятнадцатую ночь, в двадцать первую и в двадцать третью». (3-40)

301. Глава об обязательности большого омовения в пятницу

Хадис 1106. Передаёт Абдулла ибн Мугира: «Я спросил Имама Риду, да будет мир с ним, о большом омовении в пятницу. Он сказал: «Оно обязательно для каждого мужчины и каждой женщины, для каждого раба и каждого свободного». (3-41)

Хадис 1107. Передаёт Хусейн ибн Халид: «Я спросил Имама Казима, да будет мир с ним: «Как стало обязательным большое омовение в пятницу?» Он сказал: «Всеблагой и Всевышний Аллах довёл до совершенства обязательную молитву дополнительной молитвой, и довёл до совершенства обязательный пост дополнительным постом. И Он довёл до совершенства обязательное малое омовение большим омовением в пятницу, чтобы компенсировать ошибку, упущение, забывчивость и недостаток». (3-42)

302. Глава об описании большого омовения

Хадис 1108. Передаёт Мухаммад ибн Муслим: «Я спросил Имама Бакира, да будет мир с ним, о большом омовении, совершаемом после половой близости. Он сказал: «Начни с кистей своих рук и помой их. Затем помой половой орган. Затем трижды налей воду на свою голову. Затем два раза налей воду на остальные части своего тела. И та часть тела, на которую попала вода, очистилась». (3-43)

Хадис 1109. Передаёт Зурара: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним: «Как должен совершить большое омовение человек после половой близости?» Он сказал: «Если ничто не запачкало его ладонь, то он должен погрузить её в воду, а затем начать со своего полового органа, очистив его тремя пригоршнями воды. Затем он должен налить на голову три пригоршни воды. Затем ему нужно два раза налить воду на правую сторону своего тела и два раза на левую сторону своего тела. Если на часть тела стечёт вода, то этого достаточно для её омовения». (3-43)

Хадис 1110. Передаёт Али ибн Джафар: «Я спросил Имама Казима, да будет мир с ним, о женщине, на руках которой имеется браслет: «Она не знает, проникает вода под браслет или нет. Как ей быть во время малого и большого омовения?» Он сказал: «Ей нужно подвигать браслет, чтобы вода проникла под него, или же снять его». И я спросил его о тесном перстне на пальце: «Человек не знает, проникает вода под него во время совершения малого омовения или нет. Как ему быть?» Он сказал: «Если он знает, что вода не проникает под перстень, то во время малого омовения ему нужно снять его». (3-44)

303. Глава о том, что вызывает необходимость совершения большого омовения для мужчины и женщины

Хадис 1111. Передаёт Мухаммад ибн Муслим: «Я спросил Имама Бакира, да будет мир с ним: «Когда мужчине и женщине становится обязательным совершение большого омовения?» Он сказал: «Когда он введёт свой половой орган, то после этого становится обязательным совершение большого омовения, выплата махра и забрасывание камнями в случае прелюбодеяния». (3-46)

Хадис 1112. Передаёт Мухаммад ибн Исмаил: «Я спросил Имама Риду, да будет мир с ним: «Мужчина вступил в половую близость с женщиной, но не вошёл в её половой орган и они не достигли оргазма. Когда становится обязательным большое омовение?» Он сказал: «Когда соединятся два половых органа, большое омовение обязательно». Я спросил: «Соединение двух половых органов это исчезновение головки?» Он сказал: «Да». (3-46)

304. Глава о поллюции мужчины и женщины

Хадис 1113. Передаёт Хусейн ибн Аби Аля: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о мужчине, который видел сон, возбудивший его: «Он видел, что с ним произошла поллюция, но когда проснулся, не обнаружил семени ни на своей одежде, ни на своём теле». Он сказал: «Ему не нужно совершать большое омовение». И он сказал: «Али, да будет мир с ним, говорил: «Большое омовение совершается после извержения семени. Если он видел сон, но затем не обнаружил семени, то ему не нужно совершать большое омовение». (3-48)

Хадис 1114. Передаёт Халаби: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о женщине, которая видела во сне то, что видят мужчины. Он сказал: «Если она испытала оргазм, то ей нужно совершить большое омовение, а если нет, то большое омовение совершать не нужно». (3-48)

Хадис 1115. Передаёт Самаа: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о мужчине: «Он спал и не видел во сне семяизвержения, но затем обнаружил семя на своей одежде и на своём бедре. Должен ли он совершить большое омовение». Он сказал: «Да». (3-49)

305. Глава о том, что вступивший в половую близость может есть, пить, читать, входить в мечеть, красить волосы и совершать другие деяния

Хадис 1116. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Если вступивший в половую близость, захочет поесть и попить, то ему следует вымыть руки, прополоскать рот и вымыть лицо, а затем он может есть и пить». (3-50)

Хадис 1117. Передаёт Ибн Букейр: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о вступившем в половую близость человеке: «Может ли он есть, пить и читать?» Он сказал: «Да. Он может есть, пить, читать и поминать Великого и Всемогущего Аллаха, сколько пожелает». (3-50)

Хадис 1118. Передаёт Джамиль: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним: «Может ли вступивший в половую близость сидеть в мечетях?» Он сказал: «Нет. Но ему дозволено проходить через все мечети, кроме запретной мечети и мечети Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род». (3-50)

Хадис 1119. Передаёт Абу Басир: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о человеке, читающем Коран и не имеющем малое омовение. Он сказал: «Это дозволено, но пусть он не касается написанного». (3-50)

Хадис 1120. Передаёт Абдулла ибн Синан: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о человеке, вступившем в половую близость, и о женщине во время месячных: «Могут ли они брать находящиеся в мечети вещи?» Он сказал: «Да. Но им не следует оставлять что-либо в мечети». (3-51)

Хадис 1121. Передаёт Самаа: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о мужчине, который вступил в половую близость, а затем захотел спать. Он сказал: «Если он желает совершить малое омовение, пусть сделает это. Но для меня предпочтительней совершение большого омовения и это лучше, чем совершение малого омовения. Но если он уснул, не совершив малого и большого омовения, то на нём ничего нет, если будет на то воля Всевышнего Аллаха». (3-51)

306. Глава о семени, попавшем на одежду и тело

Хадис 1122. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Если у мужчины произошло семяизвержение и семя попало на его одежду, то ему нужно помыть то место, на которое оно попало. Если он предполагает, что семя попало на его одежду, но не уверен в этом и не видит места, куда оно попало, то ему нужно обрызгать одежду водой. А если он уверен, что семя попало на одежду, но не видит места, куда оно попало, то ему нужно помыть всю одежду, и это лучше». (3-54)

307. Глава о моче, попавшей на одежду и тело

Хадис 1123. Передаёт Хусейн ибн Аби Аля: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о моче, которая попала на тело. Он сказал: «Нужно два раза полить на это место воду, ведь моча это жидкость». И я спросил его об одежде, на которую попала моча. Он сказал: «Вымой её дважды». И я спросил его о ребёнке, который помочился на одежду. Он сказал: «Нужно полить на неё немного воды, а затем выжать». (3-55)

Хадис 1124. Передаёт Абу Аййуб: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Могу ли я зайти в отхожее место, имея на своей руке перстень, на котором имя из имён Всевышнего Аллаха?» Он сказал: «Нет. И не вступай в половую близость, имея его на руке». (3-56)

308. Глава о моче и помёте животных

Хадис 1125. Имам Бакир и Имам Садик, да будет мир с ними, сказали: «Тебе необязательно мыть свою одежду от мочи животного, чьё мясо дозволено в пищу». (3-57)

Хадис 1126. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Помой свою одежду от мочи животного, чьё мясо не дозволено в пищу». (3-57)

Хадис 1127. Передаёт Абу Аазз Наххас: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Я лечу домашних животных. Иногда я выхожу ночью в загон, где животные мочились и испражнялись. Одно из них бьёт ногой и брызгает на мою одежду. И утром я замечаю следы на одежде». Он сказал: «Нет на тебе никакой обязанности». (3-58)

309. Глава об одежде, на которую попала кровь и гной

Хадис 1128. Передаёт Самаа: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о мужчине, на теле которого язва или рана, и он не может перевязать её и не может смыть кровь. Он сказал: «Пусть он выполняет молитву и не моет свою одежду, кроме как один раз в день. Ведь он не сможет мыть свою одежду каждый час». (3-58)

Хадис 1129. Передаёт Мухаммад ибн Муслим: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Я заметил на своей одежде кровь во время выполнения молитвы». Он сказал: «Если ты заметил это и на тебе есть другая одежда, то сними запачканную одежду и продолжи молитву. Если на тебе нет другой одежды, то ты можешь продолжить молитву и не выполнять её снова, если площадь крови не превышает дирхама. Если кровь меньше этого, то нет разницы, заметил ты её раньше или не заметил. Но если ты заметил кровь и её площадь больше дирхама, и ты беспечно не помыл одежду и выполнил в ней много молитв, то тебе нужно снова выполнить все молитвы, выполненные в ней». (3-59)

310. Глава о собаке, задевшей одежду и тело, и о других вещах, которые нежелательно задевать

Хадис 1130. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Когда собака заденет твою одежду, обрызгай её водой, если она была сухая. А если она была мокрая, то помой её». (3-60)

Хадис 1131. Передаёт Ибрагим ибн Маймун: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о мужчине, одежда которого коснулась тела покойника. Он сказал: «Если покойнику сделано большое омовение, то тебе не нужно мыть то место на твоей одежде, которое коснулось покойника. Но если ему не сделано большое омовение, то помой то место на твоей одежде, которое коснулось его». Он имел в виду, если покойник остыл». (3-61)

Хадис 1132. Передаёт Али ибн Джафар: «Я спросил Имама Казима, да будет мир с ним, о мужчине, одежды которого коснулась свинья, а он не помыл её и вспомнил об этом во время молитвы: «Что ему делать?» Он сказал: «Если он начал молитву, то пусть продолжит её. А если он не начал молитву, то пусть обрызнет водой то место на своей одежде, которого коснулась свинья. Но если на одежде остался след, то пусть он помоет её». (3-61)

311. Глава, в которой описывается очищение землёй (таяммум)

Хадис 1133. Передаёт Зурара: «Я спросил Имама Бакира, да будет мир с ним, о таяммуме. Он ударил руками по земле, затем стряхнул их и по одному разу отёр ими свой лоб и кисти рук». (3-61)

Хадис 1134. Передаёт Кахили: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о таяммуме. Он ударил руками по ковру и отёр ими своё лицо, а затем отёр кисти рук, одной по внешней стороне другой». (3-62)

312. Глава о времени, которое требует совершения таяммума, и о том, кто совершил таяммум, а затем нашёл воду

Хадис 1135. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Если путник не найдёт воды, то он должен искать её, пока есть время для молитвы. И если он опасается, что время выйдет, то он должен совершить таяммум и выполнить молитву в конце времени. И когда после этого он найдёт воду, ему не нужно снова выполнять молитву. Но он должен совершить малое омовение для следующей молитвы». (3-63)

Хадис 1136. Передаёт Зурара: «Я сказал Имаму Бакиру, да будет мир с ним: «Может ли человек выполнить с одним малым омовением все молитвы ночи и дня?» Он сказал: «Да, если он не испортит малое омовение». Я спросил: «Может ли он выполнить все молитвы ночи и дня с одним таяммумом?» Он сказал: «Да, если он не испортит таяммум или не достигнет воды». Я спросил: «А если он достигнет воды, но не совершит малое омовение, так как будет надеяться, что достигнет другой воды и будет считать, что сможет найти её, когда пожелает, но столкнётся с трудностями и не найдёт воду?» Он сказал: «Это испортит его таяммум, и он должен будет снова совершить таяммум». Я спросил: «А если вода найдётся тогда, когда он будет выполнять молитву?» Он сказал: «Если он не совершил поясной поклон, то должен прекратить молитву и совершить малое омовение. Но если он совершил поясной поклон, то должен продолжить молитву, ведь таяммум это одно из двух очищений». (3-63)

Хадис 1137. Передаёт Дауд Ракки: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Я нахожусь в пути, и когда наступает время молитвы, у меня нет воды. И говорят, что вода недалеко от нас. И я ищу воду, пока не вышло время молитвы, уходя направо и налево». Он сказал: «Не ищи воду, а соверши таяммум. Я боюсь, что ты отстанешь от своих попутчиков, заблудишься, и тебя съест зверь». (3-64)

313. Глава о мужчине, у которого в пути мало воды и он боится жажды

Хадис 1138. Передаёт Ибн Синан: Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Мужчина осквернился в пути, и нет у него воды, кроме небольшого количества. Он опасается, что если совершит большое омовение, то будет страдать от жажды». Он сказал: «Если он опасается жажды, то не должен проливать даже каплю воды, а должен совершить таяммум землёй. И земля более любима мной». (3-65)

314. Глава о мужчине, который осквернился и не может найти ничего, кроме снега и льда

Хадис 1139. Передаёт Мухаммад ибн Муслим: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о мужчине, который осквернился в пути и не может найти воду, а только снег и лёд». Он сказал: «Это крайний случай, он должен совершить таяммум. И я считаю, что ему не следует возвращаться на эту землю, которая губит его религию». (3-67)

315. Глава, в которой собраны разные хадисы

Хадис 1140. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Кто совершит малое омовение и вытрется, тому одна награда. А если он совершит малое омовение и не вытрется, дождавшись, пока высохнет вода, тому тридцать наград». (3-70)

Хадис 1141. Имам Казим, да будет мир с ним, сказал: «Кто совершит малое омовение для вечерней молитвы, это омовение станет для него искуплением грехов прошедшего дня, за исключением великих грехов. А кто совершит малое омовение для утренней молитвы, это омовение станет для него искуплением грехов прошедшей ночи, за исключением великих грехов». (3-70)

Хадис 1142. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Однажды Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сидел рядом со своим сыном Мухаммадом. Он сказал: «О, Мухаммад. Принеси мне чашу с водой». Сын принёс ему воду. Он налил воду правой рукой в левую, а затем сказал: «Хвала Аллаху, который сделал воду чистой и не сделал её скверной» /Аль-хамду лилляhил-лязи джа’aляль-маа таhуран уа лям йадж’альhу наджисан/. Затем он подмылся и сказал: «О, Аллах! Не запятнай мой половой орган и сделай его целомудренным, сокрой мою наготу и запрети её для огня» /Аллаhумма! Хассын фарджи уа а’иффаhу, уастур ‘аурати уа харримhа ‘алян-нар/. Затем он промыл нос и сказал: «О, Аллах! Не запрещай для меня запах рая, и сделай меня из тех, кто вдохнёт его запах, аромат и благоухание» /Аллаhумма! Ля тухаррим ‘аляййа рихаль-джаннати, уадж’альни мимман йашамму рихаhа уа тыбаhа уа райханаhа/. Затем он прополоскал рот и сказал: «О, Аллах! Надели мой язык даром поминать Тебя и сделай меня из тех, кем Ты доволен» /Аллаhумма! Антык лисани бизикрикя уадж’альни мимман тарда ‘анhу/. Затем он омыл лицо и сказал: «О, Аллах! Освети моё лицо в тот день, когда почернеют лица, и не очерняй моё лицо в тот день, когда посветлеют лица» /Аллаhумма! Баййид ваджhи йаума тасвадду фиhиль-вуджуh, уа ля тусаввид ваджhи йаума табйадду фиhиль-вуджуh/. Затем он омыл правую руку и сказал: «О, Аллах! Вложи книгу моих деяний в мою правую руку и вечность в левую руку» /Аллаhумма! А’тыни китаби бийамини уаль-хульда бийасари/. Затем он омыл левую руку и сказал: «О, Аллах! Не вложи книгу моих деяний в мою левую руку и не вешай её на мою шею. И я прибегаю к Тебе от разорванных частей огня» /Аллаhумма! Ля ту’тыни китаби бишимали уа ля тадж’альhа маглюлятан иля ‘унукы. Уа а’узу бикя мин мукатта’атин-ниран/. Затем он отёр голову и сказал: «О, Аллах! Покрой меня Своей милостью, благодатью и прощением» /Аллаhумма! Гашшини бирахматикя уа баракатикя уа ‘афвикя/. Затем он отёр ноги и сказал: «О, Аллах! Укрепи мои стопы на мосту сират в тот день, когда задрожат стопы. И сделай так, чтобы мои старания были направлены на то, что вызовет Твоё довольство мной» /Аллаhумма! Саббит кадамаййа ‘аляс-сыраты йаума тазиллю фиhиль-акдам. Уадж’аль са’йи фима йурдыкя ‘анни/. Затем он повернулся к Мухаммаду и сказал: «О, Мухаммад. Кто совершит малое омовение так, как совершил его я, и скажет то же, что сказал я, то из каждой капли воды Аллах сотворит для него ангела, который будет прославлять Аллаха, возвеличивать Его и утверждать о Его единственности. И награду всего этого Аллах запишет для него». (3-70)

Хадис 1143. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Что касается твоего малого омовения. Когда ты погрузишь свою руку в посуду с водой и скажешь: «С именем Аллаха» /бисмилляhи/, рассеются грехи, совершённые ею. Когда ты омоешь своё лицо, рассеются грехи, совершённые взглядом твоих глаз и твоим ртом. Когда ты омоешь свои руки, рассеются грехи от твоей правой руки и твоей левой руки. Когда ты протрёшь свою голову и свои стопы, рассеются грехи, к которым ты шёл своими стопами. И это для тебя из твоего малого омовения». (сокращ. 3-71)

Хадис 1144. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Малое омовение – часть веры». (3-72)

Хадис 1145. Передаёт Сафван: «Я спросил Имама Риду, да будет мир с ним, о мужчине, которому нужно совершить малое омовение для выполнения молитвы: «У него нет воды, но он нашёл количество воды, достаточное для совершения малого омовения, которое стоит сто дирхамов или тысячу дирхамов. И он способен купить воду. Должен ли он купить её и совершить малое омовение или же ему нужно совершить таямммум?» Он сказал: «Нет, он должен купить воду. Со мной однажды произошёл такой же случай, и я купил воду и совершил малое омовение. То, что покупается, является более значимым богатством». (3-74)