35. Китаб ар-рауда - Аль-Кафи

35. Китаб ар-рауда

Хадисы 2720-2721

Хадис 2720. Передаёт Исмаил ибн Махляд Саррадж: «Это письмо Имама Садика, да будет мир с ним, к своим сподвижникам: «С именем Аллаха Милостивого и Милосердного. А затем. Просите у вашего Господа благополучия. Вам надлежит быть кроткими, степенными и спокойными. Вам надлежит быть скромными и воздерживаться от того, от чего воздерживались праведники до вас. Вам надлежит быть учтивыми с приверженцами лжи. Терпите притеснения с их стороны и не обходитесь с ними плохо. Когда вы сидите с ними, общаетесь с ними и спорите с ними, а сидение с ними, общение с ними и споры с ними неизбежны для вас, придерживайтесь при этом сокрытия убеждений, соблюдения чего повелел вам Аллах. А когда вы будете охвачены этим, они причинят вам страдания, и вы узнаете на их лицах неодобрение. И если Всевышний Аллах не защитил бы вас от них, то они непременно напали бы на вас. Вражда и ненависть в их сердцах больше того, что они показывают вам. Ваши собрания и их собрания едины, но ваши души и их души разные, и они не сблизятся. Вы никогда не полюбите их, а они не полюбят вас. Но Всевышний Аллах почтил вас истиной, раскрыл её для вас, а их не сделал её приверженцами. Поэтому будьте учтивы с ними и терпите их. У них же нет ни учтивости, ни терпения в чём-либо, и их сила – это наущения одними из них других. Воистину, если бы враги Аллаха могли, они отвратили бы вас от истины, но Аллах сохранил вас от этого. Будьте же богобоязненны и удержите ваши языки от всего кроме благого». (сокращ. 8-2)

Хадис 2721. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «О, спасшаяся группа, будьте богобоязненны. Если Аллах довёл до совершенства дарованное вам, то повеление не станет полным, пока не постигнет вас то, что постигло праведников до вас. Пока вы не будете испытаны в ваших жизнях и имуществах. И пока вы не услышите от врагов Аллаха множество неприятностей. Терпите же и будьте стойки. И пока они не будут унижать вас и ненавидеть, и пока они не будут притеснять вас. Терпите же, стремясь этим к лику Аллаха и вечной обители. И пока вы не подавите яростный гнев ради Великого и Всемогущего Аллаха в страданиях, которые они будут причинять вам. И пока они не посчитают вас лжецами, и не будут враждовать с вами из-за истины и ненавидеть вас из-за неё. Терпите же всё это от них. И подтверждение всему этому есть в Книге Аллаха, которую Джабраиль, да будет мир с ним, спустил вашему Пророку, да благословит Аллах его и его род. Вы слышали слова Великого и Всемогущего Аллаха к вашему Пророку: «Терпи же, как терпели твёрдые духом посланники, и не торопи с наказанием для них»[1]. Затем Он сказал: «Если они считают тебя лжецом, то ведь и до тебя посланников считали лжецами»[2], и «Они терпели то, что их считали лжецами и причиняли им страдания»[3]. Пророка Аллаха и посланников до него считали лжецами, и вместе с отрицанием истины им причиняли страдания». (сокращ. 8-4)

1. Сура «Пески», аят 35

2. Сура «Ангелы», аят 4

3. Сура «Скот», аят 34

Хадисы 2722-2724

Хадис 2722. Имам Казим, да будет мир с ним, сказал: «Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, наставлял своих сподвижников и говорил: «Я заповедаю вам богобоязненность, ибо она является радостью надеющегося искателя и уверенностью стремящегося к убежищу беглеца. Сделайте богобоязненность вашим внутренним призывом и поминайте Аллаха искренним поминанием, и этим вы проживёте наилучшую жизнь и последуете по пути спасения. Смотрите на ближний мир взглядом аскета, расставшегося с ним, ибо ближний мир губит безмятежного пребывающего и поражает находящегося в безопасности избалованного. Нет надежды, что вернётся в нём то, что ушло, и неизвестно, что прибудет из него, чтобы ожидать это. Его беды связаны с благоденствием, пребывание в нём с гибелью, его радости с печалью, и пребывание в нём влечёт слабость и немощь. Ближний мир подобен цветущему саду, изумляющему того, кто видит его. Его вода сладка, земля чиста, корни его деревьев впитывают влагу, а по ветвям струится роса. А когда наступает время цветения зелени и созревают плоды, налетает ветер, который сдирает листья и рассеивает то, что было стройно и слажено. И стал сад, как сказал Аллах, «сухим сором, рассеиваемым ветрами. Аллах способен на всякую вещь»[1]. Смотрите же на ближний мир и знайте, что многое в нём вас изумляет и малое приносит вам пользу». (8-17)

1. Сура «Пещера», аят 45

Хадис 2723. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «В один из дней Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, вышел к людям весёлым, смеющимся от радости. Люди сказали ему: «Да обрадует тебя Аллах, о, Посланник Аллаха, и увеличит твою радость». Посланник Аллаха сказал: «Нет ни дня, ни ночи, в которых не было бы для меня дара от Аллаха. Воистину, сегодня мой Господь одарил меня даром, подобным которому не одаривал прежде. Ко мне явился Джабраиль с пожеланиями мира от моего Господа и сказал: «О, Мухаммад! Воистину, Великий и Всемогущий Аллах избрал из хашимидов семерых, подобных которым Он не сотворил прежде и подобных которым Он не сотворит в будущем. Ты, о, Посланник Аллаха – господин посланников. И твой преемник Али ибн Аби Талиб – господин преемников. И твои потомки Хасан и Хусейн – два господина потомков. И твой дядя Хамза – господин мучеников. И сын твоего дяди Джафар Таййар летает в раю с ангелами, где пожелает. И из них Каим (Имам Махди), за которым будет выполнять молитву Иса ибн Марьям, когда Аллах спустит его на землю. Он из потомков Али и Фатимы и из сыновей Хусейна». (8-49)

Хадис 2724. Передаёт Абу Мухаммад: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о словах Великого и Всемогущего Аллаха «Клянусь солнцем и его сиянием»[1]. Он сказал: «Солнце – это Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, через которого Великий и Всемогущий Аллах разъяснил людям их религию». Я спросил об аяте «И месяцем, когда он следует за ним»[2]. Он сказал: «Это Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним. Он следует за Посланником Аллаха, который наделил его знаниями». Я спросил об аяте «И ночью, когда она покрывает его»[3]. Он сказал: «Это предводители несправедливости, которые захватили повеление, оттолкнув семейство Посланника, и заняли их место, тогда как семейство Посланника достойнее их. Они покрыли религию Аллаха гнётом и несправедливостью, а Аллах передал об их деяниях, сказав: «И ночью, когда она покрывает его». Я спросил об аяте «И днём, когда он делает ясным его»[1]. Он сказал: «Это имам из потомства Фатимы, да будет мир с ней. Его спрашивают о религии Посланника Аллаха, а он делает её ясной для того, кто спросил его. Великий и Всемогущий Аллах поведал о его словах, сказав: «И днём, когда он делает ясным его». (8-50)

1. Сура «Солнце», аят 1

2. Сура «Солнце», аят 2

3. Сура «Солнце», аят 4

4. Сура «Солнце», аят 3

Хадисы 2725-2728

Хадис 2725. Передаёт Абу Басир: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о словах Всеблагого и Всевышнего Аллаха «И поклялись они Аллахом величайшей клятвой, что Аллах не воскресит тех, кто умер. Нет же! Это произойдёт по обещанию от Него истинному, но большинство людей не знают»[1]. Он сказал: «О, Абу Басир, что ты говоришь об этом аяте?» Я сказал: «Язычники утверждают, принося клятву для Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род, что Аллах не воскресит умерших». Он сказал: «Да пропадёт тот, кто говорит это. Спроси их, клянутся ли язычники Аллахом или Латом и Уззой?» Я сказал: «Да стану я жертвой за тебя. Так раскрой для меня значение аята». Он сказал мне: «О, Абу Басир. Когда выступит наш Каим, Аллах воскресит людей из наших последователей, рукояти мечей которых на их плечах. Весть об этом дойдёт до других людей из наших последователей, которые ещё не умерли, и они станут говорить: «Такой-то, такой-то и такой-то были воскрешены из своих могил, и они вместе с Каимом». Весть об этом дойдёт до людей из числа наших врагов, которые скажут: «О, шииты, как вы врёте. И это ваше государство и вы говорите о нём ложь. Нет же, клянёмся Аллахом, они не ожили и не оживут до судного дня». И поведал Аллах об их словах, сказав: «И поклялись они Аллахом величайшей клятвой, что Аллах не воскресит тех, кто умер». (8-50)

1. Сура «Пчёлы», аят 38

Хадис 2726. Передаёт Мухаммад ибн Муслим: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал, разъясняя слова Великого и Всемогущего Аллаха «Появилось нечестие на суше и на море по причине того, что приобрели людские руки»[1]: «Это, клянусь Аллахом, появилось тогда, когда ансары сказали: «От нас правитель и от вас правитель». (8-58)

1. Сура «Румы», аят 41

Хадис 2727. Передаёт Муяссир: «Я спросил Имама Бакира, да будет мир с ним, о словах Великого и Всемогущего Аллаха «Не распространяйте нечестия на земле после того, как она была приведена в порядок»[1]. Он сказал: «О, Муяссир. На земле было нечестие, но Великий и Всемогущий Аллах привёл её в порядок через Своего Пророка, да благословит Аллах его и его род, и сказал: «Не распространяйте нечестия на земле после того, как она была приведена в порядок». (8-58)

1. Сура «Преграды», аят 56

Хадис 2728. Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, обратился с проповедью, в которой он прославил Аллаха, воздал Ему хвалу, а затем сказал: «О, люди! Воистину, человек не родился рабом или рабыней, и все люди являются свободными. Но Аллах предоставил некоторых из вас другим. Тот, кто испытывается имуществом, пусть терпит, расходуя его на благое, и не попрекает этим Великого и Всемогущего Аллаха. Знайте, пришло нечто из имущества, и мы равномерно распределим его между чёрным и красным». Марван сказал Тальхе и Зубейру: «Этим он не имел в виду кого-то другого кроме вас». Затем он дал каждому по три динара, и дал мужчине из ансаров три динара. После него пришёл чёрный юноша, и ему он дал три динара. Ансар сказал: «О, Повелитель правоверных. Это юноша, которому вчера я даровал свободу. И ты считаешь меня и его равными?» Тогда он сказал: «Я взглянул в Книгу Аллаха и не нашёл превосходства потомков Исмаила над потомками Исхака». (8-69)

Хадисы 2729-2730

Хадис 2729. Передаёт Хакам ибн Утейба: «Я был с Имамом Бакиром, да будет мир с ним, и дом был переполнен обитателями, когда явился старик, опираясь на свой посох, и встал возле дверей дома. Он сказал: «Мир тебе, о, сын Посланника Аллаха, милость Аллаха и Его благословение», а затем замолчал. Имам Бакир ответил: «И тебе мир, милость Аллаха и Его благословение». Затем старик повернул лицо к обитателям дома и сказал: «Мир вам», а затем замолчал, пока все люди ответили ему и пожелали мира. Затем он повернул лицо к Имаму Бакиру и сказал: «О, сын Посланника Аллаха, приблизь меня к себе, да сделает меня Аллах жертвой за тебя. Клянусь Аллахом, я люблю вас и люблю тех, кто любит вас. И клянусь Аллахом, я люблю вас и люблю тех, кто любит вас, не от алчности к этому миру. Клянусь Аллахом, я ненавижу ваших врагов и отрекаюсь от них. И клянусь Аллахом, я ненавижу ваших врагов и отрекаюсь от них не из-за несправедливости между мной и ими. Клянусь Аллахом, я считаю дозволенным дозволенное вами и запрещённым запрещённое вами, и я жду вашего повеления. Надеешься ли ты на моё спасение, да сделает меня Аллах жертвой за тебя?» Имам Бакир сказал: «Подойди ко мне». Он усадил его возле себя, а затем сказал: «О, старик. Однажды к моему отцу Али ибн Хусейну, да будет мир с ним, пришёл мужчина и спросил его о том же, о чём спросил меня ты. И мой отец сказал ему: «Если ты умрёшь, то прибудешь к Посланнику Аллаха, да благословит Аллах его и его род, к Али, к Хасану, к Хусейну и к Али ибн Хусейну, да будет мир с ними. Твоя душа получит успокоение, твоё сердце наполнится прохладой, твои глаза возрадуются, и ты будешь встречен покоем и милостью вместе с двумя благородными писцами, когда душа твоя дойдёт досюда», – и он протянул свою руку к горлу, – «А если ты будешь жив, то увидишь то, чем Аллах обрадует твои глаза. И ты будешь с нами в возвышенной степени». Старик спросил: «Как ты сказал, о, Абу Джафар?» И имам повторил ему сказанное. Тогда старик сказал: «Аллах велик! О, Абу Джафар. Если я умру, то прибуду к Посланнику Аллаха, к Али, к Хасану, к Хусейну и к Али ибн Хусейну. Мои глаза возрадуются, моя душа получит успокоение, моё сердце наполнится прохладой, и я буду встречен покоем и милостью вместе с двумя благородными писцами, когда моя душа дойдёт досюда. А если я буду жив, то увижу то, чем Аллах обрадует мои глаза. И я буду с вами в возвышенной степени». Затем старик начал рыдать и плакать навзрыд, упав на землю. Обитатели дома, увидев состояние старика, тоже начали рыдать и плакать навзрыд. Имам Бакир вытер своим пальцем слёзы с его глаз и стряхнул слёзы. Затем старик поднял голову и сказал Имаму Бакиру: «О, сын Посланника Аллаха, дай мне свою руку, да сделает меня Аллах жертвой за тебя». Он дал ему руку, и тот поцеловал её и положил на свои глаза и щёки, а затем обнажил грудь и живот, и положил на них его руку. А потом он поднялся и сказал: «Мир вам». Имам Бакир смотрел ему вслед, когда тот уходил. Затем он повернулся к людям и сказал: «Тот, кто желает взглянуть на мужчину из числа обитателей рая, пусть взглянет на этого старика». Хакам ибн Утейба сказал: «И я никогда не видел собрания, в котором так плакали, подобного этому собранию». (8-76)

Хадис 2730. Передаёт Муяссир: «Я вошёл к Имаму Садику, да будет мир с ним, и он спросил меня: «Как твои спутники?» Я сказал: «Да стану я жертвой за тебя. Мы для них хуже иудеев, христиан, огнепоклонников и язычников». Он сидел, прислонившись, и выпрямился, а затем спросил: «Как ты сказал?» Я сказал: «Клянусь Аллахом, мы для них хуже иудеев, христиан, огнепоклонников и язычников». Тогда он сказал: «Знайте, клянусь Аллахом, не войдут в огонь даже двое из вас. Нет, клянусь Аллахом, даже один. Клянусь Аллахом, вы являетесь теми, о которых Великий и Всемогущий Аллах сказал: «И скажут они: «Что с нами? Мы не видим мужей, которых мы считали плохими. Неужели мы несправедливо насмехались над ними? Или наши взоры отвращены от них?» Воистину, препирательство обитателей огня является истиной»[1]. Затем он сказал: «Клянусь Аллахом, они будут искать вас в огне, но не обнаружат ни одного из вас». (8-78)

1. Сура «Сад», аяты 62-64

Хадисы 2731-2736

Хадис 2731. Передаёт Фадль ибн Исмаил Хашими от своего отца: «Я пожаловался Имаму Садику, да будет мир с ним, на то, что вижу, как моя семья пренебрежительно относится к религии. Он сказал: «Не расстраивайся из-за своей семьи. Воистину, Всеблагой и Всевышний Аллах установил довод для каждой семьи, которым Он будет аргументировать для них в судный день. Им будет сказано: «Разве вы не видели такого-то среди вас? Разве вы не видели его верный путь среди вас? Разве вы не видели его молитву среди вас? Разве вы не видели его религию? Разве вы не могли последовать за ним?» Так он будет доводом для них в судный день». (8-83)

Хадис 2732. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Не рассказывайте о наших тайнах вопреки нашей очевидности, и о нашей очевидности вопреки нашим тайнам. Достаточно вам, если вы станете говорить то, что говорим мы, и будете молчать о том, о чём молчим мы. Ведь вы знаете, что Великий и Всемогущий Аллах не установил для людей блага в том, что противоречит нам. Великий и Всемогущий Аллах говорит: «Пусть остерегаются те, которые противоречат его повелению, чтобы не постигло их испытание или не постигло их мучительное наказание»[1]. (8-88)

1. Сура «Свет», аят 63

Хадис 2733. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Видение верующего и его сон в конце времён основаны на семидесяти частях из частей пророчества». (8-90)

Хадис 2734. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Некий мужчина спросил Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род, о словах Великого и Всемогущего Аллаха «Для них благая весть в ближнем мире»[1]. Он сказал: «Это хороший сон, который видит верующий, служащий для него благой вестью в ближнем мире». (8-90)

1. Сура «Йунус», аят 64

Хадис 2735. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Сны бывают трёх видов. Благая весть для верующего от Аллаха, предостережение от шайтана и бессвязные сновидения». (8-90)

Хадис 2736. Передаёт Абдульхамид Вабиши: «Я сказал Имаму Бакиру, да будет мир с ним: «У нас есть сосед, нарушающий все запреты. Вплоть до того, что он оставляет молитву, ни говоря уже об остальном». Он сказал: «Пречист Аллах. Как велик этот грех. Но не поведать ли тебе о том, кто хуже него?» Я сказал: «Да». Он сказал: «Враждующий с нами хуже него. Знай, если возле человека будут упомянуты ахль аль-бейт и он растрогается от поминания нас, то ангелы погладят его спину и ему будут прощены все грехи кроме грехов, которые выводят из веры. Заступничество будет принято, но не будет принято заступничество за враждующего с нами. Воистину, верующий заступится за своего соседа, у которого нет благодеяний. Верующий скажет: «О, Господи! Это мой сосед, который не причинял мне страданий». Его заступничество будет принято, и скажет Всеблагой и Всевышний Аллах: «Я твой Господь, и Я более достоин награждать от твоего имени». И Он введёт его в рай, несмотря на то, что у того нет благодеяний. Воистину, верующий с самым малым правом заступничества заступится за тридцать человек, и скажут при этом обитатели огня: «И нет для нас ни заступника, ни искреннего друга»[1]. (8-101)

1. Сура «Поэты», аяты 100-101

Хадисы 2737-2739

Хадис 2737. Передаёт Абдурахман ибн Аби Абдулла: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Воистину, Великий и Всемогущий Аллах оказал нам милость тем, что мы познали единобожие. Затем Он оказал нам милость тем, что мы признали миссию Мухаммада, да благословит Аллах его и его род. Затем Он отличил нас любовью к вам – ахль аль-бейт. Мы любим вас и отрекаемся от ваших врагов. И посредством этого мы хотим избавить себя от огня». И я растрогался и заплакал. Тогда Имам Садик сказал: «Спрашивай меня. Клянусь Аллахом, о чём бы ты ни спросил меня, я извещу тебя об этом». Находившийся рядом Абдульмалик ибн Айан сказал: «Я не слышал, чтобы он сказал такое кому-либо до тебя». Я сказал: «Извести меня о двух мужчинах». Он сказал: «Они поступили несправедливо с нашим правом, прописанным в Книге Великого и Всемогущего Аллаха. Они лишили Фатиму, да будет мир с ней, наследства её отца. И их несправедливость продолжается до сего дня». Затем он указал рукой назад и сказал: «И они отбросили Книгу Аллаха за свои спины». (8-102)

Хадис 2738. Передаёт Кумейт ибн Зейд Асади: «Я вошёл к Имаму Бакиру, да будет мир с ним, и он сказал: «Клянусь Аллахом, о, Кумейт, если бы у нас было богатство, то мы одарили бы тебя им. Но тебе полагается то, что Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал Хассану ибн Сабиту: «Святой дух не перестанет пребывать с тобой, пока ты защищаешь нас». Я сказал: «Поведай мне о двух мужчинах». Он взял подушку, согнул её на своей груди, а затем сказал: «Клянусь Аллахом, о, Кумейт. Не проливается капля крови, не захватывается имущество недозволенным путём и не скатывается камень с камня, чтобы бремя этого не лежало на их шеях». (8-102)

Хадис 2739. Мужчина из курейшитов спросил Имама Саджада, да будет мир с ним: «О, сын Посланника Аллаха. Если неверующий попрал право верующего, то что он взыщет с неверующего, когда тот является обитателем огня?» Имам Саджад сказал ему: «С мусульманина будет снято столько прегрешений, сколько должен ему неверующий, и неверующий будет наказан за них вместе с наказанием за своё неверие». Курейшит спросил его: «А если мусульманин попрал право мусульманина, то как с мусульманина взыщется попранное право?» Он сказал: «С угнетателя в пользу угнетённого будут сняты благодеяния, равные праву угнетённого, которые будут прибавлены к благодеяниям угнетённого». Курейшит спросил его: «А если у угнетателя нет благодеяний?» Он сказал: «Если у угнетателя нет благодеяний, а у угнетённого есть прегрешения, то с угнетённого будут сняты прегрешения, которые будут прибавлены к прегрешениям угнетателя». (сокращ. 8-106)

Хадисы 2740-2742

Хадис 2740. Передаёт Абу Умаййа Йусуф ибн Сабит: «Когда люди вошли к Имаму Садику, да будет мир с ним, они сказали ему: «Воистину, мы любим вас за вашу близость к Посланнику Аллаха, да благословит Аллах его и его род, и за ваше право, которое Великий и Всемогущий Аллах вменил в обязанность. Мы любим вас не для того, чтобы получить от вас ближний мир. Мы любим вас, стремясь к лику Аллаха и к вечной обители, чтобы улучшилась религия каждого человека из нас». Имам Садик сказал: «Вы говорите правду». Затем он сказал: «Тот, кто любит нас, будет вместе с нами». Или же он сказал: «Придёт вместе с нами в судный день вот так», и он соединил два указательных пальца. Затем он сказал: «Клянусь Аллахом! Если человек будет поститься днями и молиться ночами, а затем встретит Великого и Всемогущего Аллаха, не имея нашего – ахль аль-бейт – руководства, то он встретит Его, а Он недоволен им или разгневан на него. И это слова Великого и Всемогущего Аллаха: «И принять от них расходы мешает только то, что они не уверовали в Аллаха и Его Посланника, лениво выполняют молитву и расходуют нехотя. Пусть тебя не восхищают их имущество и их дети. Аллах лишь желает наказать их этим в ближнем мире. Они расстанутся со своими душами и будут неверующими»[1]. Затем он сказал: «Так же вера. Не причинят с ней вред деяния. И так же неверие. Не принесут с ним пользы деяния». Затем он сказал: «Если вы чувствуете себя одинокими, то ведь и Посланник Аллаха был одинок. Он звал людей, но они не отвечали ему. И первым, кто ответил ему, был Али ибн Аби Талиб, да будет мир с ним. Посланник Аллаха сказал: «Ты по отношению ко мне подобен Харуну по его отношению к Мусе, за исключением того, что нет пророка после меня». (8-106)

1. Сура «Покаяние», аяты 54-55

Хадис 2741. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «В день Ухуда люди убежали от Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род, и он очень разгневался на них. А когда он гневался, с его лба стекал пот, подобный жемчугу. Он посмотрел и увидел рядом с собой Али, да будет мир с ним. Он сказал ему: «Присоединись с сыновьями твоего отца к тем, кто убежал от Посланника Аллаха». Но он сказал: «О, Посланник Аллаха! Ты для меня пример». Он сказал: «Тогда защити меня от них». Али напал и зарубил первого врага, которого увидел из них. Тогда Джабраиль сказал: «О, Мухаммад, это утешение». Пророк сказал: «Он от меня, а я от него». Джабраиль сказал: «А я от вас двоих, о, Мухаммад». Имам Садик сказал: «И посмотрел Посланник Аллаха на Джабраиля, который сидел между небом и землёй на троне из золота и говорил: «Нет меча кроме зуль-факара, и нет юноши кроме Али». (8-110)

Хадис 2742. Передаёт Али ибн Сувейд: «Имам Казим, да будет мир с ним, написал: «Ты спросил меня о двух мужчинах, отнявших имущество мужчины, который расходовал его на бедняков, нуждающихся, путников и на пути Аллаха. А когда они отняли это имущество, они не удовлетворились тем, что отняли его, а вынудили мужчину нести его на своей шее до их домов. И когда они завладели им, то принялись расходовать его. Достигли ли они этим неверия? Клянусь своей жизнью! Эти двое до этого уже были лицемерами. Они отвергли слова Великого и Всемогущего Аллаха и пренебрегли Его Посланником, да благословит Аллах его и его род. Они неверующие. Над ними проклятие Аллаха, ангелов и всех людей. Клянусь Аллахом, с тех пор, как они вышли из своего состояния, в сердце ни одного из них двоих не проникло ничего из веры. И не прибавлялось к ним ничего кроме сомнений. Они были лжецами, сомневающимися и лицемерами, пока ангелы возмездия не забрали их души в позорное место в вечной обители. И ты спросил меня о тех, кто присутствовал, когда у мужчины отняли его имущество и возложили на его шею. Среди них тот, кто знал, и тот, кто отрицал. Они первые отступившие из этой общины. Над ними проклятие Аллаха, ангелов и всех людей». (сокращ. 8-125)

Хадисы 2743-2747

Хадис 2743. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «В военном походе зат ар-рика Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, остановился под деревом на краю долины. Начался водный поток, который разъединил его и его сподвижников. В это время его увидел мужчина из числа язычников, а мусульмане стояли на краю долины и ждали, когда прекратится поток. Язычник сказал своим людям: «Я убью Мухаммада». Он подошёл и нажал своим мечом на Посланника Аллаха, а затем сказал: «Кто избавит тебя от меня, о, Мухаммад?» Он сказал: «Мой и твой Господь». В это время Джабраиль со своего коня толкнул язычника и тот упал на спину. Посланник Аллаха поднялся, взял меч, сел на его грудь и сказал: «Кто избавит тебя от меня, о, Гаурас?» Он сказал: «Твоё великодушие и благородство, о, Мухаммад». Тогда Посланник Аллаха оставил его. Тот встал, говоря: «Клянусь Аллахом, ты лучше меня и благороднее». (8-127)

Хадис 2744. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Когда обитатели огня займут своё место в огне, они не найдут вас и не увидят ни одного из вас. Тогда они скажут друг другу: «Что с нами? Мы не видим мужей, которых мы считали плохими. Неужели мы несправедливо насмехались над ними? Или наши взоры отвращены от них?»[1] Это слова Великого и Всемогущего Аллаха: «Воистину, препирательство обитателей огня является истиной»[2]. Они будут препираться о вас в том, что говорили в ближнем мире». (8-141)

1. Сура «Сад», аяты 62-63

2. Сура «Сад», аят 64

Хадис 2745. Передаёт Йакуб ибн Шуейб: «Имам Садик, да будет мир с ним, спросил меня: «Кто из людей наиболее суров к вам?» Я сказал: «Да стану я жертвой за тебя. Все». Он сказал: «Знаешь ли ты, откуда это, о, Йакуб?» Я сказал: «Не знаю. Да стану я жертвой за тебя». Он сказал: «Воистину, Иблис позвал их и они ответили ему, он приказал им и они подчинились ему. И он позвал вас, но вы не ответили ему, он приказал вам, но вы не подчинились ему. И тогда он настроил людей против вас». (8-141)

Хадис 2746. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Когда человек увидит во сне то, что не понравится ему, пусть он повернётся на другой бок и скажет: «Это только шёпот от шайтана, чтобы опечалить тех, кто уверовал. Но он ни в чём не повредит им, если не будет на то дозволения Аллаха» /Иннаман-наджуа минаш-шайтани лийахзунал-лязина аману уа ляйса бидарриhим шейъан илля би изнилляh/. А затем пусть он скажет: «Прибегаю к защите Того, к кому прибегают приближенные ангелы Аллаха, Его посланные пророки и праведные рабы от зла того, что я видел и от зла проклятого шайтана» /’Узту бима ‘азат биhи маляикатуллаhиль-мукаррабун уа анбийауhуль-мурсалюн уа ‘ибадуhус-салихун мин шарри ма раъайту уа мин шарриш-шайтанир-раджим/. (8-142)

Хадис 2747. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Если кто-либо из вас желает, чтобы его Господь даровал ему всё, что он попросит, то пусть он отчается во всех людях и надеется только на Аллаха, да возвеличится Его поминание. И когда Великий и Всемогущий Аллах узнает это в его сердце, то Он дарует ему всё, что он попросит. Отчитайте ваши души до того, как они будут отчитаны. Воистину, в судный день будет пятьдесят остановок, и каждая остановка длится тысячу лет». Затем он прочёл аят: «В течение дня, длящегося тысячу лет по тому, как вы считаете»[1]. (8-143)

1. Сура «Поклон», аят 5

Хадисы 2748-2753

Хадис 2748. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Если кто-либо из верующих пожалуется на свою нужду или трудность неверующему или тому, кто противится его религии, то он словно пожаловался на Великого и Всемогущего Аллаха врагу из врагов Аллаха. И если кто-либо из верующих пожалуется на свою нужду и трудность подобному ему верующему, то он пожаловался Великому и Всемогущему Аллаху». (8-144)

Хадис 2749. Передаёт Малик Джухани: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал мне: «О, Малик. Разве вы не довольны, что выполняете молитву, платите закят, воздерживаетесь и войдёте в рай? О, Малик. Нет людей, следующих за имамом в ближнем мире, чтобы тот в судный день не пришёл и не проклял их, а они не прокляли его, за исключением вас и тех, кто подобен вам. О, Малик. Клянусь Аллахом, умерший из вас, придерживающийся этого повеления, подобен мученику, сражающемуся своим мечом на пути Аллаха». (8-146)

Хадис 2750. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Кто встречает утро и вечер, обладая тремя вещами, благо того в ближнем мире достигло совершенства. Кто встречает утро и вечер здоровым в теле, безопасным в имуществе и у него есть пропитание дня. А если он обладает четвёртой вещью, то его благо достигло совершенства и в ближнем мире, и в мире загробном. И это ислам». (8-148)

Хадис 2751. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Проявите милосердие к величественному, ставшему униженным, к богатому, ставшему бедняком, и к учёному, который пропадает в эпоху невежд». (8-150)

Хадис 2752. Передаёт Бурейд Иджли: «Я спросил Имама Бакира, да будет мир с ним, о словах Великого и Всемогущего Аллаха «Они ликуют о тех, кто ещё не присоединился к ним, следуя за ними, что нет над ними страха, и не будут они опечалены»[1]. Он сказал: «Клянусь Аллахом, это наши последователи, когда их души окажутся в раю, и они встретят великодушие Великого и Всемогущего Аллаха. Они знали и были убеждены, что следовали истине и религии Великого и Всемогущего Аллаха. И они ликуют о тех из своих верующих братьев, кто ещё не присоединился к ним, следуя за ними, что нет над ними страха, и не будут они опечалены». (8-156)

1. Сура «Семейство Имрана», аят 170

Хадис 2753. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «О, Джабир. Когда наступит судный день, Великий и Всемогущий Аллах соберёт первых и последних для окончательного решения. Будет позван Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, и будет позван Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним. Посланник Аллаха будет облачён в зелёное одеяние, освещающее всё между востоком и западом. И Али будет облачён в такое же одеяние. Посланник Аллаха будет облачён в розовое одеяние, для которого будет светиться всё между востоком и западом. И Али будет облачён в такое же одеяние. Затем они поднимутся, а затем будем позваны мы, и нам будет вручен расчёт людей. Мы, клянусь Аллахом, введём в рай обитателей рая и введём в огонь обитателей огня. Затем будут позваны пророки, которые встанут в два ряда возле трона Великого и Всемогущего Аллаха, пока мы не завершим расчёт людей. А когда обитатели рая войдут в рай, а обитатели огня войдут в огонь, Господь величия пошлёт Али, который поселит их в их обители в раю и заключит их браки. Клянусь Аллахом, Али заключит в раю браки обитателей рая. И не дано это никому кроме него. Это честь от Аллаха, да возвеличится Его поминание, и достоинство, которым Он отличил его и оказал ему милость. И, клянусь Аллахом, он введёт в огонь обитателей огня. И он тот, кто закроет врата рая, когда обитатели рая войдут в него, ибо врата рая поручены ему и врата ада поручены ему». (8-159)

Хадисы 2754-2757

Хадис 2754. Передаёт Харис ибн Мугира: «На пути в Мекку меня встретил Имам Садик, да будет мир с ним, и сказал: «Кто ты? Харис?» Я сказал: «Да». Он сказал: «Я возлагаю грехи ваших неразумных на ваших знающих», а затем он ушёл. После я пришёл к нему, попросил разрешения войти к нему, вошёл и сказал: «Ты встретил меня и сказал: «Я возлагаю грехи ваших неразумных на ваших знающих». И от этих слов меня охватила великая тревога». Он сказал: «Да. Когда от мужчины из вас до вас дойдёт нечто, что не нравится вам и что привносит нам страдания, что удерживает вас от того, чтобы пойти к нему, упрекнуть его, сделать выговор и сказать ему доходчивые слова?» Я спросил его: «Да стану я жертвой за тебя. А если они не подчинятся нам и не согласятся с нами?» Он сказал: «Прекратите общение с ними и избегайте их собраний». (8-162)

Хадис 2755. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Когда Имам Саджад, да будет мир с ним, брал книгу Али, да будет мир с ним, и смотрел в неё, он говорил: «Кто способен сделать это? Кто способен сделать то?» А затем он делал это. Когда он вставал на молитву, менялся его цвет, и это было узнаваемо по его лицу. И никто из потомков Али после него не был способен совершать его деяния кроме Имама Саджада». (8-163)

Хадис 2756. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «О, Хасан. Когда с тобой случится беда, не жалуйся на неё никому из противников. Но поведай о ней некоторым из твоих братьев, и ты не будешь лишён одного из четырёх последствий. Или необходимого количества имущества, или помощи влиянием, или мольбы, на которую будет дан ответ, или совета мнением». (8-170)

Хадис 2757. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Салман сидел в мечети с несколькими людьми из курейшитов, которые начали говорить о родословной и возвеличивать своё происхождение. Они добрались до Салмана, и Умар ибн Хаттаб сказал ему: «Поведай нам о том, кто ты, кто твой отец и каково твоё происхождение?» Он ответил: «Я Салман ибн Абдулла. Я был заблудшим, а Великий и Всемогущий Аллах наставил меня через Мухаммада, да благословит Аллах его и его род. Я был нуждающимся, а Аллах обогатил меня через Мухаммада. Я был рабом, а Аллах освободил меня через Мухаммада. Это моя родословная и это моё происхождение». В это время вышел Посланник Аллаха, а Салман, да будет доволен им Аллах, разговаривал с ними. Салман сказал ему: «О, Посланник Аллаха. Что я услышал от них. Я сидел вместе с ними, и они начали говорить о родословной и возвеличивать своё происхождение, пока не добрались до меня. Умар ибн Хаттаб сказал: «Кто ты и каково твоё происхождение?» Пророк спросил его: «Что же ты сказал ему, о, Салман?» Он ответил: «Я сказал ему: «Я Салман ибн Абдулла. Я был заблудшим, а Аллах, да возвеличится Его поминание, наставил меня через Мухаммада. Я был нуждающимся, а Аллах, да возвеличится Его поминание, обогатил меня через Мухаммада. Я был рабом, а Аллах, да возвеличится Его поминание, освободил меня через Мухаммада. Это моя родословная и это моё происхождение». Тогда Посланник Аллаха сказал: «О, курейшиты. Воистину, родословная человека – его религия, его благородство – его нрав, а его происхождение – его разум. Великий и Всемогущий Аллах сказал: «Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга. И самый почитаемый из вас пред Аллахом – самый богобоязненный из вас»[1]. Затем Пророк сказал Салману: «Ни у одного из них нет превосходства над тобой кроме как в страхе перед Великим и Всемогущим Аллахом. Если же ты более богобоязнен, чем они, то ты превосходишь их». (8-181)

1. Сура «Комнаты», аят 13

Хадисы 2758-2761

Хадис 2758. Передаёт Фарва: «Я обсудил с Имамом Бакиром, да будет мир с ним, нечто из дел тех двоих. Он сказал: «Вас избивали в течение восьмидесяти лет за кровь Усмана, хотя они знали, что он был несправедлив. Что же будет, о, Фарва, когда вы упомянете двух их идолов?» (8-189)

Хадис 2759. Передаёт Садир: «Мы были возле Имама Бакира, да будет мир с ним, и упомянули о том, что сделали люди после их Пророка, да благословит Аллах его и его род, и о том, как они умалили достоинства Повелителя правоверных Али, да будет мир с ним. Мужчина из присутствующих людей спросил: «Да облагодетельствует тебя Аллах. Где же было величие хашимидов и сколько их было?» Имам Бакир сказал: «Кто же остался из хашимидов! Были Джафар и Хамза, но к тому времени они погибли. С Али остались двое слабых и униженных мужчин, недавно принявших ислам, то есть Аббас и Акиль. И были они из числа освобождённых. Клянусь Аллахом, если бы Хамза и Джафар присутствовали при тех двоих, то те двое никогда не достигли бы того, чего они достигли. И если бы они видели, что сделали те двое, то они уничтожили бы их». (8-189)

Хадис 2760. Передаёт Ханан ибн Садир: «Я сказал Имаму Бакиру, да будет мир с ним: «Поведай мне о словах Йакуба, да будет мир с ним, к своим сыновьям «Ступайте и разузнайте о Йусуфе и его брате»[1]. Знал ли он, что Йусуф жив, хотя и расстался с ним двадцать лет назад?» Он сказал: «Да». Я спросил: «Как он узнал?» Он сказал: «Он взмолился на рассвете и попросил Великого и Всемогущего Аллаха, чтобы к нему спустился ангел смерти. К нему спустился ангел смерти и спросил его: «Какая у тебя нужда, о, Йакуб?» Он сказал: «Поведай мне, как ты забираешь души? Вместе или по отдельности?» Он сказал: «Я забираю их по отдельности, по одной душе». Йакуб сказал: «Поведай мне, среди душ, прошедших через тебя, не было ли души Йусуфа?» Он сказал: «Нет». Тогда Йакуб узнал, что он жив, и сказал своим сыновьям: «Ступайте и разузнайте о Йусуфе и его брате». (8-199)

1. Сура «Йусуф», аят 87

Хадис 2761. Передаёт Бадр ибн Халил Азди: «Я сидел возле Имама Бакира, да будет мир с ним, и он сказал: «До выступления Каима (Имама Махди), да будет мир с ним, произойдут два знамения, которые не происходили с тех пор, как Адам был низведён на землю. Случится затмение солнца в середине месяца рамадан и затмение луны в конце». Некий мужчина сказал: «О, сын Посланника Аллаха. Затмение солнца случается в конце месяца, а затмение луны в середине». Имам Бакир сказал: «Я знаю, что ты хочешь сказать. Но эти два знамения не происходили с тех пор, как был низведён Адам». (8-212)

Хадисы 2762-2763

Хадис 2762. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Я и мой отец вышли, пока не оказались между могилой и минбаром, где находились люди из числа наших последователей. Он поприветствовал их, а затем сказал: «Клянусь Аллахом, я люблю ваши запахи и ваши души. Так помогите мне в этом богобоязненностью и усердием. И знайте, что наше покровительство не достигается ничем кроме богобоязненности и усердия. Тот из вас, кто признал имамом раба божьего, должен действовать в соответствии с его деяниями. Вы – последователи Аллаха, вы – помощники Аллаха, вы – первые опередившие и последние опередившие. Вы опередившие в ближнем мире и опередившие в мире загробном в достижении рая. Мы гарантируем вам рай гарантией Великого и Всемогущего Аллаха и гарантией Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род. Клянусь Аллахом, нет в степенях рая душ больше ваших. Так состязайтесь друг с другом в достоинствах райских степеней. Вы прекрасны и ваши женщины прекрасны. Каждая верующая является райской гурией, а каждый верующий является правдивым. Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал Канбару: «О, Канбар. Возрадуйся, возвести о благой вести и возликуй. Клянусь Аллахом, Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, умер в негодовании на свою общину, за исключением шиитов». Знайте, у каждой вещи есть величие, и величием ислама являются шииты. Знайте, у каждой вещи есть опора, и опорой ислама являются шииты. Знайте, у каждой вещи есть вершина, и вершиной ислама являются шииты. Знайте, у каждой вещи есть честь, и честью ислама являются шииты. Знайте, у каждой вещи есть господин, и господином собраний являются собрания шиитов. Знайте, у каждой вещи есть имам, и имамом земли является земля, которую населяют шииты. Клянусь Аллахом, если на земле не было бы вас, то никогда не расцвела бы зелень возле родника. Клянусь Аллахом, если на земле не было бы вас, то Аллах не одарил бы милостями ваших противников и не достигли бы они благ. Нет им доли ни в ближнем мире, ни в мире загробном. Каждый враждующий с нами, даже если он поклоняется и усердствует, относится к этому аяту: «Изнурены и утомлены. Они будут гореть в пылающем огне»[1]. Деяния каждого враждующего с нами, усердствующего в поклонении, развеются как пыль. Наши последователи говорят светом Великого и Всемогущего Аллаха, а те, кто противится им, говорят сорвавшимися словами. Клянусь Аллахом, нет раба из наших последователей, который спит, чтобы Великий и Всемогущий Аллах не поднял его душу на небо и не благословил её. Если настаёт срок её смерти, Он помещает её в сокровищницы Своей милости, в райские сады и под тень Своего трона. А если срок её смерти отсрочен, Он отправляет её вместе со Своими доверенными ангелами, чтобы те вернули её в тело, из которого она вышла. Клянусь Аллахом, ваши паломники, совершающие хадж и умру, являются особыми рабами Великого и Всемогущего Аллаха. Ваши нуждающиеся являются обладателями богатства, а ваши богатые является сторонниками умеренности. И все вы обращаетесь к Нему с мольбой и получаете Его ответ». (8-212)

1. Сура «Покрывающее», аяты 3-4

Хадис 2763. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Как сильна печаль женщин и как отдаляюща разлука смерти. Но хуже всего этого бедность, охваченный которой вынужден заискивать, но затем ему ничего не дадут». (8-220)

Хадисы 2764-2767

Хадис 2764. Передаёт Шуейб Акаркуфи: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Рассказывают, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, говорил: «Люди ненавидят три вещи, но я их люблю. Я люблю смерть, люблю нужду и люблю несчастье». Он сказал: «Это не так, как рассказывают. Он имел в виду: «Смерть в подчинении Аллаху для меня любимей жизни в ослушании Аллаха. Несчастье в подчинении Аллаху для меня любимей благополучия в ослушании Аллаха. Нужда в подчинении Аллаху для меня любимей достатка в ослушании Аллаха». (8-222)

Хадис 2765. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Аллах приводит в качестве притчи мужа, у которого препирающиеся соучастники, и мужа, мирного к другому мужу. Равны ли они в притче?»[1] Что касается того, у которого препирающиеся соучастники, то это тот первый, на руководстве которого сошлись разделившиеся. И в этом они проклинали друг друга и отрекались друг от друга. Что касается мужа, мирного к другому мужу, то это первый в истине и его последователи». Затем он сказал: «После Мусы, да будет мир с ним, иудеи разделились на семьдесят одно течение. Одно из этих течений в раю, а семьдесят в огне. После Исы, да будет мир с ним, христиане разделились на семьдесят два течения. Одно из этих течений в раю, а семьдесят одно в огне. Эта община после её Пророка, да благословит Аллах его и его род, разделилась на семьдесят три течения. Семьдесят два из этих течений в огне, а одно течение в раю. Из этих семидесяти трёх течений тринадцать течений утверждают о нашем руководстве и о любви к нам. Двенадцать из этих течений в огне, а одно в раю. И шестьдесят течений из остальных людей в огне». (8-224)

1. Сура «Толпы», аят 29

Хадис 2766. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Государство лжи не переставало быть длительным, а государство истины не переставало быть кратковременным». (8-224)

Хадис 2767. Передаёт Йакуб Саррадж: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Когда наступит облегчение ваших последователей?» Он сказал: «Когда начнутся разногласия среди потомков Аббаса, ослабнет их власть, и возжелают их те, кто не желал их прежде, и скинут арабы свои поводья. Когда каждый обладатель укрепления поднимет своё укрепление, появится Шами (Суфьяни), выступит Йамани, двинется Хасани и обладатель этого повеление выйдет из Медины в Мекку с наследием Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род». Я спросил его: «Что такое наследие Посланника Аллаха?» Он сказал: «Меч Посланника Аллаха, его кольчуга, его чалма, его плащ, его посох, его знамя, его оружие и его седло. Он вступит в Мекку, извлечёт меч из ножен, наденет кольчугу, развернёт знамя, чалму и плащ, возьмёт в руки посох и попросит у Аллаха дозволения на своё выступление. Об этом узнают некоторые его друзья, которые явятся к Хасани и известят его о вести. И поспешит Хасани к выходу, и бросятся на него жители Мекки, убьют его и отправят его голову к Шами. И в это время выступит обладатель этого повеления, люди присягнут ему и последуют за ним. Тогда Шами отправит войско в Медину, но Великий и Всемогущий Аллах уничтожит их прежде, чем они достигнут её. В тот день потомки Али, да будет мир с ним, побегут из Медины в Мекку и присоединятся к обладателю этого повеления. Тогда обладатель этого повеления двинется в сторону Ирака и отправит войско в Медину, жители которой почувствуют безопасность и вернутся в неё». (8-224)

Хадисы 2768-2772

Хадис 2768. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «В судный день приведут красивую женщину, впавшую в искушение своей красотой, и она скажет: «О, Господи. Ты сотворил меня красивой, и я столкнулась с тем, с чем столкнулась». Тогда приведут Марьям, да будет мир с ней, и женщине будет сказано: «Ты красивей или она? Мы сотворили её прекрасной, и она не впала в искушение». Затем приведут красивого мужчину, впавшего в искушение своей красотой, и он скажет: «О, Господи. Ты сотворил меня красивым, и я столкнулся в женщинах с тем, с чем столкнулся». Тогда приведут Йусуфа, да будет мир с ним, и мужчине будет сказано: «Ты красивей или он? Мы сотворили его прекрасным, и он не впал в искушение». Затем приведут охваченного бедами, который был испытан в бедах, и он скажет: «О, Господи. Ты наслал на меня беды, и я впал в искушение». Тогда приведут Аййуба, да будет мир с ним, и будет сказано: «Твои беды суровей или его беды? Мы испытали его бедами, и он не впал в искушение». (8-228)

Хадис 2769. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Да помилует Аллах раба, который прививает людям любовь к нам, а не вызывает их ненависть к нам. Клянусь Аллахом, если бы они передавали красоту наших изречений, то этим стали бы дороже, и ни один не смог бы упрекнуть их в чём-либо. Но кто-то из них слышит одно слово и прибавляет к нему десять». (8-229)

Хадис 2770. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Нет человека, зовущего к заблуждению, который не нашёл бы тех, кто последует за ним». (8-229)

Хадис 2771. Передаёт мужчина из жителей Бальха: «Я был с Имамом Ридой, да будет мир с ним, в его поездке в Хорасан. В один из дней он велел накрыть трапезный стол, за которым собрались его вольноотпущенники из Судана и другие люди. Я сказал: «Да стану я жертвой за тебя. Если бы ты удалил их от трапезного стола». Он сказал: «Перестань. Всеблагой и Всевышний Аллах один, мать одна и отец один. А воздаяние полагается за деяния». (8-230)

Хадис 2772. Передаёт Хусейн ибн Айан: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним: «Что означают слова человека, когда он говорит другому человеку: «Да воздаст тебе Аллах благом» /джазакаллаhу хайран/? Имам Садик сказал: «Хайр это река в раю, вытекающая из каусара, а каусар вытекает из опор трона. На ней степени преемников и их последователей. На берегах этих рек цветущие девы. Всякий раз, когда будет сорвана одна, зацветает другая. Поэтому река была названа так и это слова Всевышнего: «В них благие девы (хайрат) прекрасные»[1]. Поэтому, когда человек говорит своему собеседнику: «Да воздаст тебе Аллах благом», то этим он подразумевает эти степени, которые Великий и Всемогущий Аллах приготовил для Своих избранных и лучших творений». (8-230)

Хадисы 2773-2776

Хадис 2773. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Воистину, Всеблагой и Всевышний Аллах даровал верующему три качества. Величие в ближнем мире и в мире загробном, победу в ближнем мире и в мире загробном, и страх в сердцах угнетателей». (8-234)

Хадис 2774. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Три качества являются гордостью верующего и его украшением в ближнем мире и в мире загробном. Молитва в конце ночи, отсутствие надежды на то, что находится в руках людей, и руководство имама из семейства Мухаммада, да благословит Аллах его и его род. И трое являются худшими творениями, из-за которых страдали лучшие творения. Один из них Абу Суфьян, который воевал с Посланником Аллаха и враждовал с ним. И Муавия, который воевал с Али, да будет мир с ним, и враждовал с ним. И Язид ибн Муавия, да проклянёт его Аллах, который воевал с Хусейном ибн Али, да будет мир с ним, и враждовал с ним, пока не убил его». (8-234)

Хадис 2775. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Великий и Всемогущий Аллах облачит в одеяние униженности в ближнем мире и накажет в мире загробном того, кто сидит на собрании, на котором ругается имам из имамов, а он, обладая возможностью добиться справедливости, не делает этого. И Он лишит его блага познания нас, которым Он одарил его». (8-236)

Хадис 2776. Передаёт Абу Шибл: «Имам Садик, да будет мир с ним, начал говорить и сказал мне: «Вы полюбили нас, а люди возненавидели нас. Вы поверили нам, а люди обвинили нас во лжи. Вы соединились с нами, а люди покинули нас. Да сделает Аллах вашу жизнь подобной нашей жизни, а вашу смерть подобной нашей смерти. Клянусь Аллахом, между человеком и тем моментом, когда Аллах обрадует его глаза, нет ничего кроме достижения его души этого места», и он указал рукой на своё горло и оттянул кожу. Затем он повторил это. И, клянусь Аллахом, он не удовлетворился этим, а поклялся для меня и сказал: «Клянусь Аллахом, кроме которого нет божества. Мой отец Мухаммад ибн Али, да будет мир с ним, рассказал мне об этом. О, Абу Шибл. Разве вы не довольны тем, что вы выполняете молитву и они выполняют молитву, но от вас будет принято, а от них нет? Разве вы не довольны тем, что вы платите закят и они платят закят, но от вас будет принято, а от них нет? Разве вы не довольны тем, что вы совершаете хадж и они совершают хадж, но Аллах, да возвеличится Его поминание, примет от вас, но не примет от них? Клянусь Аллахом, не примется молитва кроме как от вас, не примется закят кроме как от вас, не примется хадж кроме как от вас. Бойтесь же Великого и Всемогущего Аллаха, ибо вы в спокойствии, и возвращайте вверенное вам на хранение. Когда люди различатся, каждая группа пойдёт за своими страстями, а вы, пока будете подчиняться нам, пойдёте за истиной. Разве судьи, правители и отвечающие на вопросы не из них?» Я сказал: «Да». Он сказал: «Так бойтесь же Великого и Всемогущего Аллаха, ибо вы не в состоянии выдержать всех людей. Люди берут там и там, вы же берёте оттуда, откуда взял Великий и Всемогущий Аллах. Воистину, Великий и Всемогущий Аллах избрал среди своих рабов Мухаммада, да благословит Аллах его и его род, и вы избрали избранника Аллаха. Бойтесь же Аллаха и возвращайте вверенное вам на хранение и чёрному, и белому, даже если он хариджит из Хараура или насибит из Шама». (8-236)

Хадисы 2777-2780

Хадис 2777. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Когда выступит наш Каим (Имам Махди), Великий и Всемогущий Аллах раскроет слух и взоры наших последователей, и не будет между ними и Каимом посыльного. Он будет говорить с ними, а они будут слышать его. Они будут смотреть на него, а он будет оставаться на своём месте». (8-241)

Хадис 2778. Ханан ибн Садир передаёт от своего отца: «Я спросил Имама Бакира, да будет мир с ним, о тех двоих. Он сказал: «О, Абу Фадль, что ты хочешь спросить у меня о них? Клянусь Аллахом, не умирает умерший из нас, чтобы он не был в негодовании на них двоих. И нет из нас сегодня того, кто не был бы в негодовании на них двоих. И старший из нас завещает об этом младшему. Воистину, они попрали наше право и лишили нас наших трофеев. Они были первыми, кто взобрался на наши шеи, и пробили против нас в исламе брешь, которая никогда не будет закрыта, пока не выступит наш Каим (Имам Махди) и не заговорит наш говорящий». Затем он сказал: «Клянусь Аллахом, когда выступит наш Каим и заговорит наш говорящий, он выявит те из дел тех двоих, что были сокрыты, и сокроет те из их дел, что были явны. Клянусь Аллахом, не было заложено бед и несчастий, произошедших с нами, чтобы первыми, заложившими их, были не они двое. Над ними проклятие Аллаха, ангелов и всех людей». (8-245)

Хадис 2779. Имам Казим, да будет мир с ним, сказал: «В эпоху Сулеймана ибн Дауда, да будет мир с ним, людей постигла сильная засуха. Они пожаловались ему на это и попросили, чтобы он взмолился о ниспослании дождя для них. Он сказал им: «Когда я выполню утреннюю молитву, я отправлюсь для этого». И после того, как он выполнил утреннюю молитву, он отправился, и с ним отправились люди. В пути он увидел муравья, который поднял передние лапки к небу, опираясь задними лапками на землю. И он говорил: «О, Аллах! Мы творения из Твоих творений и не переставали нуждаться в уделе от Тебя. Не губи же нас из-за грехов потомков Адама». И тогда Сулейман сказал людям: «Возвращайтесь. Вам уже ниспослан дождь, но не вашими мольбами». И в тот год им был ниспослан дождь, подобный которому никогда не ниспосылался им». (8-246)

Хадис 2780. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Если бы люди знали, какое достоинство заключено в познании Великого и Всемогущего Аллаха, то их взоры не устремились бы к блеску и благам ближней жизни, которые Аллах дал в пользование врагам. Их ближний мир стал бы для них незначительнее того, что они топчут своими ногами. Они испытывали бы удовольствие от познания Великого и Всемогущего Аллаха и наслаждались бы наслаждением тех, кто не переставал пребывать в райских садах вместе с любимцами Аллаха. Воистину, познание Великого и Всемогущего Аллаха это друг в каждом страхе, собеседник в каждом одиночестве, свет в каждом мраке, сила в каждой слабости и исцеление в каждом недуге». Затем он сказал: «До вас уже были люди, которых убивали, сжигали, распиливали пилами, и стала тесной для них земля, несмотря на её просторность. Но ничто не заставило их отступиться от того, чего они придерживались. Те, кто поступил с ними несправедливо, сделали это не из-за их преступлений и причинения страданий. Но они вымещали им лишь за то, что они уверовали в Великого и Достохвального Аллаха. Так просите же у вашего Господа их степеней и терпите в бедствиях вашей судьбы, и вы постигнете их старания». (8-247)

Хадисы 2781-2784

Хадис 2781. Передаёт Дурейс: «Люди начали спорить при Имаме Бакире, да будет мир с ним, и одни из них сказали: «Воевавшие против Али, да будет мир с ним, были хуже воевавших против Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род». А другие сказали: «Воевавшие против Посланника Аллаха были хуже воевавших против Али». Их услышал Имам Бакир и спросил: «Что вы говорите?» Они ответили: «Да облагодетельствует тебя Аллах. Мы спорим о воевавших против Посланника Аллаха и воевавших против Али. Одни из нас говорят, что воевавшие против Али хуже воевавших против Посланника Аллаха. А другие из нас говорят, что воевавшие против Посланника Аллаха хуже воевавших против Али». Тогда Имам Бакир сказал: «Нет же. Воевавшие против Али хуже воевавших против Посланника Аллаха». Я сказал ему: «Да стану я жертвой за тебя. Воевавшие против Али хуже воевавших против Посланника Аллаха?» Он сказал: «Да. Я поведаю тебе об этом. Воевавшие против Посланника Аллаха не признавали ислам. А воевавшие против Али признавали ислам, а затем стали отрицать его». (8-252)

Хадис 2782. Передаёт Абан ибн Таглиб: «Мы сидели возле Имама Садика, да будет мир с ним, и он сказал: «Человек не заслужит истинной веры, пока смерть для него не станет любимей жизни, болезнь любимей здоровья, а нужда любимей достатка. Вы такие?» Они сказали: «Нет, клянёмся Аллахом. Да сделает нас Аллах жертвой за тебя». И они не знали, что делать от сожаления, а их сердца охватило отчаяние. А когда он увидел, что охватило их от этих слов, он спросил: «Обрадуется ли кто-либо из вас, если он проживёт долгую жизнь, но затем умрёт не на этом повелении? Или же он умрёт сейчас, придерживаясь того, чего он придерживается?» Они ответили: «Умрёт сейчас, придерживаясь того, чего он придерживается». Он сказал: «Так я вижу, что смерть для вас любимей жизни». Затем он спросил: «Обрадуется ли кто-либо из вас, если он останется надолго и его не охватят болезни и недуги, пока он не умрёт не на этом повелении?» Они ответили: «Нет, о, сын Посланника Аллаха». Он сказал: «Так я вижу, что болезнь для вас любимей здоровья». Затем он спросил: «Обрадуется ли кто-либо из вас, если он будет владеть всем, над чем восходит солнце, но он не на этом повелении?» Они ответили: «Нет, о, сын Посланника Аллаха». Он сказал: «Так я вижу, что нужда для вас любимей достатка». (8-253)

Хадис 2783. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Нет в этой общине никого, кто исповедует религию Ибрагима, да будет мир с ним, кроме нас и наших последователей. И не наставился на прямой путь тот из этой общины, кто наставился на прямой путь, кроме как через нас. И не заблудился тот из этой общины, кто заблудился, кроме как через отрицание нас». (8-254)

Хадис 2784. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Воистину, для вас в моей жизни благо и в моей смерти благо». Его спросили: «О, Посланник Аллаха, мы знаем о благе в твоей жизни. Что же для нас в твоей смерти?» Он сказал: «Что касается моей жизни, то Великий и Всемогущий Аллах сказал: «Аллах не станет наказывать их, пока ты среди них»[1]. Что касается моей смерти, то мне представятся ваши деяния, и я будут просить прощения для вас». (8-254)

1. Сура «Добыча», аят 33

Хадисы 2785-2790

Хадис 2785. Имам Саджад, да будет мир с ним, сказал: «Клянусь Аллахом, ни один из нас не выступит до выступления Каима (Имама Махди), кроме того, кто подобен птенцу, который вылетел из своего гнезда до того, как выпрямились его крылья, а дети схватили его и стали играть с ним». (8-264)

Хадис 2786. Передаёт Садир: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «О, Садир, не отлучайся из своего дома. Будь словно палас из домашних паласов и будь спокоен, пока спокойны ночь и день. А когда до тебя дойдёт весть, что выступил Суфьяни, отправляйся к нам даже пешком». (8-264)

Хадис 2787. Мухаммад Халаби спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о словах Великого и Всемогущего Аллаха «Знайте, что Аллах оживляет землю после её смерти»[1]. Он сказал: «Справедливость после гнёта». (8-267)

1. Сура «Железо», аят 17

Хадис 2788. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Апостолы Исы, да будет мир с ним, были его последователями, а наши последователи являются нашими апостолами. И апостолы Исы не были более покорными ему, чем наши апостолы нам. Иса сказал своим апостолам: «Кто будет помощниками мне на пути Аллаха?» Апостолы сказали: «Мы помощники Аллаха»[1]. И, клянусь Аллахом, они не помогли ему против иудеев и не воевали с ними за него. И, клянусь Аллахом, с тех пор, как Аллах, да возвеличится Его поминание, забрал Своего Посланника, наши последователи не переставали помогать нам, воевать за нас, сжигаться, претерпевать мучения и изгоняться из жилищ в городах. Да воздаст им Аллах благом от нас. Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «Клянусь Аллахом, если я ударю мечом по носу любящих нас, они не возненавидят нас. И, клянусь Аллахом, если я приближусь к ненавидящим нас и осыплю их богатством, они не полюбят нас». (8-268)

1. Сура «Ряды», аят 14

Хадис 2789. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Нет творений многочисленней ангелов. Каждую ночь с неба нисходят семьдесят тысяч ангелов и совершают таваф вокруг каабы. И так же каждый день». (8-272)

Хадис 2790. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «В раю есть река, в которую каждое утро погружается Джабраиль, затем выходит и встряхивается. И из каждой капли, падающей с него, Великий и Всемогущий Аллах творит ангела». (8-272)

Хадисы 2791-2795

Хадис 2791. Передаёт Зурара: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «В день бадра Иблис уменьшал число мусульман в глазах неверующих и увеличивал число неверующих в глазах мусульман. Тогда Джабраиль напал на него с мечом и тот убежал от него, говоря: «Мне дана отсрочка. Мне дана отсрочка», пока не упал в море». Зурара сказал: «Я спросил Имама Бакира: «Чего он боялся, ведь ему дана отсрочка?» Он сказал: «Того, что он отрубит некоторые части его тела». (8-277)

Хадис 2792. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «После потопа Нух, да будет мир с ним, жил пятьсот лет. Затем к нему явился Джабраиль и передал от Аллаха: «О, Нух, твоя пророческая миссия завершилась и подошли к концу твои дни. Взгляни же на величайшее имя Аллаха, наследие знаний и знание пророчества, которые с тобой, и вручи их твоему сыну Саму. Воистину, Я не оставляю землю, чтобы не было на ней знающего, через которого познаётся подчинение Мне и Моё руководство, который будет спасением между смертью пророка и миссией следующего пророка. Я не оставляю людей без Своего довода, призывающего ко Мне, наставляющего на Мой путь и знающего Моё повеление. Воистину, Я решил установить для каждого народа наставника, через которого Я наставлю счастливых, и который будет Моим доводом к несчастным». И тогда Нух вручил Саму величайшее имя Аллаха, наследие знаний и знание пророчества. А у Хама и Яфиса не было знания, из которого они извлекали пользу. И возвестил им Нух о Пророке Худе, да будет мир с ним, и повелел им следовать ему. И он повелел им каждый год открывать завещание и смотреть в него, чтобы это было праздником для них». (8-285)

Хадис 2793. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Обладатель каждого знамени, поднятого до выступления Каима (Имама Махди), является тагутом, которому поклоняются без поклонения Великому и Всемогущему Аллаху». (8-295)

Хадис 2794. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Когда у Амины бинт Вахб начались родовые схватки, связанные с рождением Пророка, да благословит Аллах его и его род, рядом с ней присутствовала Фатима бинт Асад – жена Абу Талиба. И она не переставала быть рядом с ней, пока она не родила. После одна из них сказала другой: «Ты видела то, что видела я?» Она спросила: «Что ты видела?» Она сказал: «Это свет, который осветил то, что между востоком и западом». И когда они были в этом состоянии к ним вошёл Абу Талиб и спросил их: «Что с вами? Чему вы удивились?» И поведала ему Фатима о свете, который она видела. Тогда Абу Талиб сказал ей: «Обрадовать ли мне тебя благой вестью?» Она сказала: «Да». Он сказал: «Воистину, ты родишь мальчика, который будет преемником этого новорождённого». (8-302)

Хадис 2795. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «О, Абу Мухаммад. У Великого и Всемогущего Аллаха есть ангелы, которые сбрасывают грехи со спин наших последователей, как ветер сбрасывает листья с деревьев в сезон опадения листьев. И это слова Великого и Всемогущего: «Они прославляют хвалой их Господа… и просят прощения для тех, кто уверовал»[1]. Клянусь Аллахом, Он не подразумевал этим кого-то кроме вас». (8-304)

1. Сура «Верующий», аят 7

Хадисы 2796-2800

Хадис 2796. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Наступит для людей время, когда от Корана останется только след, а от ислама только имя. Они будут называть себя мусульманами, но будут самыми далёкими от ислама людьми. Их мечети заполнены, но лишены верного руководства. Учёные того времени будут худшими учёными под небесами. От них исходит смута и к ним она вернётся». (8-307)

Хадис 2797. Передаёт Умар ибн Ханзаля: «Я слышал, как Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «До выступления Каима (Имама Махди) пять признаков. Небесный глас, Суфьяни, раскалывание земли, убийство чистой души и Йамани». Я спросил: «Да стану я жертвой за тебя. Если кто-либо из твоего семейства выступит до появления этих признаков, то выступить ли нам с ним?» Он сказал: «Нет». На следующий день я прочёл этот аят: «Если Мы пожелаем, то низведём на них знамение с неба, перед которым склонятся их шеи»[1], и спросил его: «Это небесный глас?» Он сказал: «Если это будет глас, то склонятся шеи врагов Великого и Всемогущего Аллаха». (8-310)

1. Сура «Поэты», аят 4

Хадис 2798. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал, разъясняя слова Великого и Всемогущего Аллаха «Опережайте друг друга в добрых деяниях. Где бы вы ни были, Аллах приведёт всех вас вместе»[1]: «Добрые деяния – это руководство. А слова Всеблагого и Всевышнего «Где бы вы ни были, Аллах приведёт всех вас вместе» подразумевают сподвижников Каима – чуть более трёхсот десяти мужчин. Они, клянусь Аллахом, являются ограниченной общиной. И, клянусь Аллахом, они соберутся в один час подобно осенним облакам». (8-313)

1. Сура «Корова», аят 148

Хадис 2799. Передаёт Аммар ибн Ясир: «Когда я был возле Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род, он сказал: «Мои особые и искренние последователи относятся к нам – ахль аль-бейт». Умар сказал: «О, Посланник Аллаха. Расскажи нам о них, чтобы мы узнали их». Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Я сказал вам об этом, желая поведать вам о них». Затем Посланник Аллаха сказал: «Я – проводник к Великому и Всемогущему Аллаху, Али – помощник религии, а ахль аль-бейт – её маяк. Они светильники для тех, кто освещается ими». Умар спросил: «О, Посланник Аллаха. А тот, чьё сердце не согласно с этим?» Посланник Аллаха сказал: «Сердце установлено в этом месте, чтобы соглашаться или противиться. Спасётся тот, чьё сердце согласно с нами – ахль аль-бейт. Погибнет тот, чьё сердце противится нам – ахль аль-бейт». (8-333)

Хадис 2800. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «В мечети собираются люди, которые делают известными нас и делают известными себя. Они не от нас и мы не от них. Я удаляюсь, прячу и скрываю, а они разоблачают сокрытое мной. Да разоблачит Аллах сокрытое ими! Они говорят: «Имам». Но, клянусь Аллахом, я являюсь имамом только того, кто повинуется мне. А кто ослушивается меня, я не его имам. Зачем они привязались к моему имени? Зачем они не удержат свои рты от поминания моего имени? Клянусь Аллахом, Аллах не соберёт меня и их в одном доме». (8-374)