34. Книга клятв, обетов и искуплений (китабуль-айман уан-нузур уаль-каффарат) - Аль-Кафи

34. Книга клятв, обетов и искуплений (китабуль-айман уан-нузур уаль-каффарат)

988. Глава о нежелательности клятвы

Хадис 2700. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Не клянитесь Аллахом ни в правде, ни во лжи, ибо Великий и Всемогущий говорит: «И не делайте Аллаха предметом ваших клятв»[1]. (7-434)

Хадис 2701. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Апостолы собрались возле Исы, да будет мир с ним, и сказали ему: «О, учитель блага, наставь нас». И он сказал им: «Пророк Аллаха Муса повелевал вам не клясться Аллахом во лжи. Я же повелеваю вам не клясться Аллахом ни во лжи, ни в правде». (7-434)

1. Сура «Корова», аят 224

989. Глава о ложной клятве

Хадис 2702. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Кто принёс клятву, зная, что он лжёт, тот выступил против Великого и Всемогущего Аллаха». (7-435)

Хадис 2703. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Сторонитесь ложной клятвы, ибо она оставляет жилища пустыми от их обитателей». (7-436)

Хадис 2704. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «У Аллаха есть ангел, ноги которого располагаются на нижайшей земле на расстоянии в пятьсот лет, а голова располагается на высшем небе на расстоянии в тысячу лет. Он говорит: «Пречист Ты, пречист, где бы Ты ни был, и как Ты величествен!» И тогда Великий и Всемогущий Аллах посылает ему откровение: «Не знает этого тот, кто клянётся Мною во лжи». (7-436)

990. Глава о том, что тот, кто не удовлетворён клятвой Аллахом, не имеет отношения к Аллаху

Хадис 2705. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Не клянитесь никем, кроме Аллаха. Тот, кто клянётся Аллахом, должен быть правдив. Тот, для кого клянутся Аллахом, должен удовлетвориться клятвой. И тот, для кого клянутся Аллахом, но он не удовлетворяется этим, не имеет отношения к Великому и Всемогущему Аллаху». (7-438)

Хадис 2706. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Тот, кто клянётся Аллахом, должен быть правдив. А тот, кто не будет правдив, не имеет отношения к Аллаху. Тот, для кого клянутся Великим и Всемогущим Аллахом, должен удовлетвориться клятвой. А тот, кто не удовлетворится, не имеет отношения к Великому и Всемогущему Аллаху». (7-438)

991. Глава о видах клятв

Хадис 2707. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Клятвы бывают трёх видов. Клятва, не имеющая искупления, клятва, имеющая искупление и ложная клятва, влекущая огонь. Клятва, не имеющая искупления, это когда мужчина клянётся Аллахом, что не совершит благодеяние. И искуплением для него будет то, что он совершит его. Клятва, после которой искупление обязательно, это когда мужчина клянётся, что не совершит прегрешение, но совершает его. И искупление для него обязательно. И ложная клятва, влекущая огонь, это когда мужчина клянётся, чтобы завладеть имуществом мусульманина». (7-438)

992. Глава о клятвах и обетах, в соблюдении которых нет необходимости

Хадис 2708. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Не дозволена клятва о дозволении запрещённого, запрете дозволенного и разрыве родственных связей». (7-439)

Хадис 2709. Передаёт Исмаил ибн Саад Ашари: «Я спросил Имама Риду, да будет мир с ним, о мужчине, который поклялся разорвать родственные связи. Он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, говорил: «Нет обета об ослушании и нет клятвы о разрыве родственных связей». И я спросил его о мужчине, которого правитель вынудил поклясться о разводе и о других вещах, и он поклялся. Он сказал: «Нет на нём греха». И я спросил его о мужчине, который опасается, что правитель посягнёт на его имущество, и он поклялся, чтобы спастись от него. Он сказал: «Нет на нём греха». И я спросил его: «Может ли он так же, как о своём имуществе, поклясться об имуществе своего брата?» Он сказал: «Да». (7-440)

Хадис 2710. Передаёт Зурара: «Я сказал Имаму Бакиру, да будет мир с ним: «Мужчина дал суровую клятву, что ничего не будет покупать для своей семьи». Он сказал: «Пусть он покупает для них, и его клятва не влечёт для него искупления». (7-442)

Хадис 2711. Передаёт Абу Саббах: «Клянусь Аллахом, Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал мне: «Воистину, Аллах обучил Своего Пророка тексту и смыслу Корана. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, обучил этому Али, да будет мир с ним». И он сказал: «И нас, клянусь Аллахом». Затем он сказал: «Если вы, прибегнув к сокрытию убеждений, сделаете что-либо или поклянётесь об этом, то вы свободны в этом». (7-442)

993. Глава о пустословии в клятвах

Хадис 2712. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал, разъясняя слова Великого и Всемогущего Аллаха «Аллах не взыскивает с вас за пустословие в ваших клятвах»[1]: «Пустословие – это слова мужчины «нет, клянусь Аллахом» и «да, клянусь Аллахом», когда он не связывает свою клятву с чем-либо». (7-443)

1. Сура «Корова», аят 225

994. Глава о клятве, которая влечёт необходимость искупления

Хадис 2713. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Не каждая клятва влечёт искупление. Если некое деяние относится к тому, что Аллах вменил тебе в обязанность, и ты поклялся не совершать его, а затем совершил, то нет на тебе искупления. Но если деяние не относится к тому, что Аллах вменил тебе в обязанность, и ты поклялся не совершать его, а затем совершил, то искупление для тебя обязательно». (7-445)

Хадис 2714. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Каждая клятва, в которой человек поклялся не совершать то, в чём заключается его польза в ближнем мире и в мире загробном, не имеет искупления. Но искупление обязательно, когда мужчина приносит клятву «клянусь Аллахом, я не буду прелюбодействовать», или «клянусь Аллахом, я не буду пить вино», или «клянусь Аллахом, я не буду воровать» или «клянусь Аллахом, я не буду поступать вероломно и грешить», но затем совершает это. В этом случае искупление для него обязательно». (7-447)

995. Глава о том, что человеку нельзя клясться ничем кроме Великого и Всемогущего Аллаха

Хадис 2715. Передаёт Мухаммад ибн Муслим: «Я спросил Имама Бакира, да будет мир с ним, о словах Великого и Всемогущего Аллаха «Клянусь ночью, которая покрывает»[1] и «Клянусь звездой, когда она падает»[2], и о других подобных аятах. Он сказал: «Великий и Всемогущий Аллах может клясться, чем пожелает из Своих творений. Но Его творения не должны клясться ничем кроме Него». (7-449)

1. Сура «Ночь», аят 1

2. Сура «Звезда», аят 1

996. Глава об искуплении клятвы

Хадис 2716. Передаёт Халаби: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал об искуплении клятвы: «Человеку следует накормить десять бедняков, и дать каждому бедняку один мудд (примерно 750 грамм) пшеницы или один мудд муки и пригоршню. Или ему следует одеть их, дав каждому человеку две одежды. Или же ему следует освободить раба. И у него есть выбор, чем из этих трёх искуплений искупить нарушение клятвы. А если он не в состоянии искупить ни одним из трёх искуплений, то ему следует поститься три дня». (7-451)

997. Глава об обетах

Хадис 2717. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Если мужчина, будучи в ихраме для совершения хаджа, скажет: «Я должен буду добраться пешком к дому Аллаха» или скажет: «Я должен буду принести в жертву столько-то животных», то его обет не будет иметь силы, пока он не скажет: «Ради Аллаха я должен буду добраться пешком к Его дому», или не скажет: «Ради Аллаха я должен буду войти в ихрам для совершения хаджа», или не скажет: «Ради Аллаха я должен буду принести в жертву столько-то животных, если не сделаю то-то и то-то». (7-454)

Хадис 2718. Передаёт Исхак ибн Аммар: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Я предписал для себя выполнение двух ракатов молитвы на родине и в пути в знак благодарности Аллаху. Могу ли я выполнять их в пути днём?» Он сказал: «Да», а затем сказал: «Я не приветствую вменение обязанности, когда мужчина обязует себя чем-либо». Я сказал: «Но я не предписал для себя, что ради Аллаха должен буду выполнять два раката. Я лишь предписал для себя, что буду выполнять два раката молитвы в знак благодарности Аллаху. Я не обязал себя ими. Так могу ли я оставить их выполнение, когда пожелаю?» Он сказал: «Да». (7-455)

Хадис 2719. Имам Казим, да будет мир с ним, сказал: «Искупление каждого, кто не смог соблюсти данный им обет, такое же, как искупление клятвы». (7-457)