33. Книга суда и решений (китабуль-када уаль-ахкам) - Аль-Кафи

33. Книга суда и решений (китабуль-када уаль-ахкам)

978. Глава о том, что вынесение судебных решений принадлежит имаму

Хадис 2681. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Бойтесь вынесения судебных решений, ибо право вынесения судебных решений принадлежит только имаму, знающему суд и справедливому к мусульманам – пророку или преемнику пророка». (7-406)

Хадис 2682. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал Шурейху: «О, Шурейх, ты занял место, которое не занимал никто кроме пророка, преемника пророка или несчастного». (7-406)

979. Глава о типах судей

Хадис 2683. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Судей четверо, трое из которых в огне, а один в раю. Мужчина судит несправедливо, зная об этом, и он в огне. Мужчина судит несправедливо, не зная об этом, и он в огне. Мужчина судит в истине, не зная об этом, и он в огне. Мужчина судит в истине, зная об этом, и он в раю». И он сказал: «Решение бывает двух видов – решение Аллаха и решение невежества. Кто ошибается в решении Аллаха, тот судит решением невежества». (7-407)

Хадис 2684. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Решение бывает двух видов – решение Аллаха и решение невежества. Великий и Всемогущий Аллах уже сказал: «Чьё решение лучше решения Аллаха для убеждённых людей?»[1] Засвидетельствуйте же, что Зейд ибн Сабит судил о наследстве решением невежества». (7-407)

1. Сура «Трапеза», аят 50

980. Глава о том, кто судит не по тому, что ниспослал Великий и Всемогущий Аллах

Хадис 2685. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Тот, кто судит даже в двух дирхамах не по тому, что ниспослал Великий и Всемогущий Аллах, не верует в Великого Аллаха». (7-408)

981. Глава о том, что выносящий решение несёт ответственность

Хадис 2686. Передаёт Абдурахман ибн Хаджадж: «Имам Садик, да будет мир с ним, присутствовал на собрании Рабиа Рай, когда пришёл бедуин и задал вопрос Рабиу Рай. Тот ответил ему. А когда он замолчал, бедуин спросил его: «Это решение на твоей шее?» Но Рабиа промолчал и ничего не ответил ему. Тогда бедуин вновь задал свой вопрос, и он дал ему такой же ответ. Бедуин спросил его: «Это решение на твоей шее?» Но Рабиа промолчал. Тогда Имам Садик сказал ему: «Оно на его шее, сказал он об этом или не сказал. Каждый выносящий решение несёт ответственность». (7-409)

Хадис 2687. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Ангелы милости и ангелы возмездия прокляли того, кто выносит решение для людей, не обладая знанием и руководством от Аллаха. На его плечи ляжет бремя грехов всех тех, кто вершил свои деяния, полагаясь на его решение». (7-409)

982. Глава о взятке в судебном решении

Хадис 2688. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Взятка в судебном решении это неверие в Аллаха». (7-409)

983. Глава о недопустимости обращения с жалобой к несправедливому судье

Хадис 2689. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Если верующий приведёт верующего к несправедливому судье или правителю для разрешения тяжбы и тот рассудит не решением Аллаха, то он станет его соучастником в грехе». (7-411)

Хадис 2690. Передаёт Абу Басир: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Что значат слова Великого и Всемогущего Аллаха в Его Книге: «Не пожирайте незаконно ваше имущество между собой и не подкупайте им судей»[1]? Он сказал: «О, Абу Басир. Великий и Всемогущий Аллах знал, что в общине есть судьи, вершащие несправедливость. Он не подразумевал справедливых судей, а подразумевал несправедливых судей. О, Абу Мухаммад. Если у тебя есть право к какому-либо мужчине, и ты позовёшь его к справедливым судьям, но он откажется и приведёт тебя к несправедливым судьям, чтобы они рассудили в его пользу, то он относится к тем, кто обращается за судом к тагуту. И это слова Великого и Всемогущего Аллаха: «Разве ты не видел тех, которые утверждают, что они уверовали в то, что ниспослано тебе и что ниспослано до тебя, но хотят обращаться за судом к тагуту»[2]. (7-411)

Хадис 2691. Передаёт Умар ибн Ханзаля: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним: «У двоих мужчин из числа наших последователей возник спор о долге или наследстве, и они обратились за судом к правителю или судьям. Дозволено ли это?» Он сказал: «Тот, кто обратился за судом к тагуту, который вынес решение в его пользу, получил имущество незаконным путём, даже если его право бесспорно, ибо он получил его решением тагута. А Аллах повелел не веровать в него». Я сказал: «Как же им поступить?» Он сказал: «Посмотрите на того из вас, кто передаёт наши хадисы, разбирается в дозволенном и запрещённом нами, и знает наши решения. Согласитесь с его решением, ибо я установил его судьёй для вас. Если он рассудил нашим решением, а кто-то не принял его, то он пренебрёг решением Аллаха и отверг нас. А отвергающий нас является отвергающим Аллаха, и это доходит до степени придания сотоварища Аллаху». (7-412)

1. Сура «Корова», аят 188

2. Сура «Женщины», аят 60

984. Глава о культуре вынесения решений

Хадис 2692. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Тот, кто судит, пусть не судит, будучи разгневанным». (7-413)

Хадис 2693. Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «Тот, кто судит, пусть будет одинаков к людям в знаках, взглядах и месте сидения». (7-413)

Хадис 2694. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «У Повелителя правоверных Али, да будет мир с ним, остановился мужчина и пробыл у него несколько дней. Затем он обратился к нему за разрешением тяжбы, о которой ранее не говорил Повелителю правоверных. Он спросил его: «Ты одна из сторон в этой тяжбе?» Тот сказал: «Да». Он сказал: «Уходи от нас. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, запрещал оказывать гостеприимство одной стороне тяжбы, если отсутствует другая сторона». (7-413)

985. Глава о вынесении решения на основании доказательств и клятв

Хадис 2695. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Воистину, я сужу между вами лишь на основании доказательств и клятв, и некоторые из вас выразительнее других в своих доводах. И если я присужу какому-либо мужчине нечто из имущества его брата, то я присужу ему часть адского пламени». (7-414)

Хадис 2696. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «В книге Али, да будет мир с ним, написано, что один из пророков пожаловался своему Господу на вынесение судебных решений и спросил: «Как мне судить в том, чего не видели мои глаза и не слышали мои уши?» Аллах сказал: «Суди между ними на основании доказательств и обрати их к Моему имени, чтобы они клялись им». И он сказал: «Однажды Дауд, да будет мир с ним, сказал: «О, Господи! Покажи мне истину такой, какая она есть пред Тобой, чтобы я судил на её основании». Он сказал: «Ты не выдержишь этого». Но он настоял на своей просьбе к Господу, и Аллах сделал это. Затем к Дауду пришёл мужчина, просящий помощи против другого мужчины, и сказал: «Он забрал моё имущество». Тогда Великий и Всемогущий Аллах ниспослал Дауду откровение: «Просящий помощи убил отца этого и сам забрал его имущество». Дауд приказал убить просящего помощи, забрал его имущество и отдал тому, против кого он просил помощи. Люди удивились и стали говорить об этом, и весть об этом дошла до Дауда, и постигло его то, что не понравилось ему. И он воззвал к своему Господу, чтобы Он удалил это, и Аллах сделал это. Затем Великий и Всемогущий Аллах ниспослал ему откровение: «Выноси решение между ними на основании доказательств и обрати их к Моему имени, чтобы они клялись им». (7-414)

986. Глава о том, что истец приводит доказательства, а ответчик приносит клятву

Хадис 2697. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Приведение доказательств лежит на истце, а принесение клятвы на ответчике». (7-415)

987. Глава о том, у кого нет доказательств, и ему предлагается поклясться

Хадис 2698. Передаёт Зурара: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о мужчине, который обвиняется в невозврате долга, и у истца нет доказательств. Он сказал: «Ответчика просят поклясться или же поклясться предлагается обладателю долга. И если он не сделает этого, то у него нет прав». (7-416)

Хадис 2699. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Если мужчина приведёт доказательства своих прав, то он не будет клясться. Но если он не приведёт доказательств, то ответчик предложит ему поклясться. И если он откажется поклясться, то у него нет прав». (7-417)