28. Книга завещаний (китабуль-уасая) - Аль-Кафи

28. Книга завещаний (китабуль-уасая)

896. Глава о завещании и о том, что велено завещать

Хадис 2504. Передаёт Хаммад ибн Усман: «Некий мужчина сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Я отправился в Мекку и меня сопровождал мужчина, который был моим спутником. Когда он был в дороге, он захворал и очень сильно заболел, и я ухаживал за ним. Затем он пришёл в себя, и я подумал, что опасности для него нет. Но когда наступил день, в котором он умер, он снова пришёл в себя, а затем умер в этот день». Имам Садик сказал: «Нет умирающего, находящегося при смерти, которому Великий и Всемогущий Аллах не вернул бы слух, зрение и разум, чтобы тот оставил завещание. Независимо от того, оставит он завещание или нет. И это покой, который называют покоем перед смертью. Завещание – долг каждого мусульманина». (7-3)

Хадис 2505. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Завещание – долг. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, оставил завещание, и мусульманину следует оставить завещание». (7-3)

897. Глава о свидетелях при завещании

Хадис 2506. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал, разъясняя слова Всеблагого и Всевышнего Аллаха «Или двое других не из вас»[1]: «Если человек находится в местности, в которой нет мусульманина, то дозволяется взять в свидетели завещания того, кто не является мусульманином». (7-4)

Хадис 2507. Передаёт Яхья ибн Мухаммад: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о словах Великого и Всемогущего Аллаха «О вы, которые уверовали! Когда к кому-либо из вас явится смерть, то свидетелями между вами при завещании должны быть двое справедливых из вас или двое других не из вас»[2]. Он сказал: «Двое, которые из вас, это двое мусульман. А двое других, которые не из вас, это обладатели писания. А если вы не найдёте обладателей писания, тогда возьмите огнепоклонников, ибо Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, узаконил для огнепоклонников то, что было узаконено для обладателей писания в налогах. И это в том случае, если мужчина умер на чужбине и не нашёл двух мусульман. В этом случае ему следует взять в свидетели двух мужчин из обладателей писания. Затем их следует задержать после молитвы, чтобы они поклялись Великим и Всемогущим Аллахом, сказав: «Мы не приобретаем за него какую-либо цену, даже если он из числа родственников, и мы не скрываем свидетельства Аллаха. Иначе мы были бы из грешников»[3]. И это в случае, если родственник покойного будет сомневаться в их свидетельстве. А если он обнаружит, что они засвидетельствовали во лжи, то он не имеет права упразднять их свидетельство, пока не приведёт других двух свидетелей, которые займут место первых двух свидетелей и поклянутся Аллахом: «Наше свидетельство вернее свидетельства тех двоих, и мы не преступаем границы. Иначе мы были бы из беззаконников»[4]. И когда он сделает это, он упразднит свидетельство первых двух свидетелей, и свидетельство других двух свидетелей вступит в силу. Великий и Всемогущий Аллах говорит: «Это ближе к тому, чтобы они принесли истинное свидетельство или убоялись, что другие клятвы будут повторены после их клятв»[5]. (7-4)

1. Сура «Трапеза», аят 106

2. Сура «Трапеза», аят 106

3. Сура «Трапеза», аят 106

4. Сура «Трапеза», аят 107

5. Сура «Трапеза», аят 108

898. Глава о мужчине, который оставил завещание другому, а тот не принял его завещания

Хадис 2508. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Если мужчина оставит завещание отсутствующему мужчине, то тот не должен отвергать его завещание. А если он оставит завещание мужчине, который находится в его местности, то у того есть право выбора. Если желает, то может согласиться, а если не желает, то может не соглашаться». (7-6)

899. Глава о том, что пока владелец имущества жив, он имеет на своё имущество больше прав

Хадис 2509. Передаёт Самаа: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «У мужчины есть сын. Может ли он отдать своё имущество своим родственникам?» Он сказал: «Это его имущество. До тех пор, пока к нему не явится смерть, он может делать с ним, что пожелает». (7-8)

Хадис 2510. Передаёт Абу Басир: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «У мужчины есть сын. Может ли он отдать своё имущество своим родственникам?» Он сказал: «Это его имущество. До тех пор, пока к нему не явится смерть, он может делать с ним, что пожелает. Пока владелец имущества жив он может поступить со своим имуществом, как пожелает. Если желает, он может подарить его. Если желает, он может раздать его как милостыню. И если желает, он может оставить его, пока к нему не явится смерть. Если же он завещает его, то он не имеет права завещать больше трети. И лучше чтобы он не загубил тех, кто находится на его попечении, и не навредил своим наследникам». (7-8)

900. Глава о завещании наследникам

Хадис 2511. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Завещание наследнику не запрещено». (7-9)

Хадис 2512. Передаёт Мухаммад ибн Муслим: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, а завещании наследнику. Он сказал: «Оно дозволено». (7-10)

901. Глава о том, что следует человеку завещать после своей смерти и что из этого для него желательно

Хадис 2513. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Бара ибн Марур Ансари был в Медине, когда Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, ещё жил в Мекке. Когда к нему пришла смерть, Посланник Аллаха был в Мекке, а его сподвижники и мусульмане выполняли свои молитвы, повернувшись в сторону Бейт аль-мукаддас. И Бара завещал, чтобы, когда он будет похоронен, его положили в могилу лицом в сторону Пророка к кибле, и он завещал треть своего имущества. И стало это традицией». (7-10)

Хадис 2514. Передаёт Ахмад ибн Мухаммад: «Ахмад ибн Исхак написал Имаму Хади, да будет мир с ним: «Дуррат бинт Мукатил умерла и оставила после себя несколько земель в разных местах. Часть из них она завещала своему господину, и завещанное превысило треть. Мы являемся её наследниками и желаем сообщить об этом нашему господину. Если он прикажет нам исполнить завещание в этом виде, то мы исполним его. Если же он прикажет нам иное, то мы обратимся к его повелению во всём, что он велит нам, если будет на то воля Аллаха». И имам написал ответ собственной рукой: «Она не должна завещать больше трети из оставленного ею наследства. Если же вы, являясь её наследниками, сделаете одолжение, то вам дозволено исполнить её завещание в этом виде. Если будет на то воля Аллаха». (7-10)

Хадис 2515. Передаёт Шуейб ибн Йакуб: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о мужчине, находящемся при смерти: «Какую часть своего имущество он может завещать?» Он сказал: «Треть своего имущества. И так же женщина». (7-11)

Хадис 2516. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Тот, кто завещал треть своего имущества, навредил своим наследникам. Завещание пятой части и четверти лучше, чем завещание трети. Тот, кто завещал треть, ничего не оставил». (7-11)

902. Глава о мужчине, который оставил завещание, а затем отказался от него

Хадис 2517. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Завещатель, пока он жив, имеет право отказаться от завещания и внести в него изменения». (7-12)

903. Глава об исполнении завещания

Хадис 2518. Передаёт Али ибн Махзияр: «Имам Джавад, да будет мир с ним, написал Джафару и Мусе: «В том, что повелел я вам из свидетельства заключается спасение для вас в вашем загробном мире, а также исполнение того, что завещали ваши отцы, и ваша доброта к ним. Остерегайтесь же того, чтобы исказить их завещание и изменить его вид, ибо ваши отцы, да будет доволен ими Аллах, отказались от этого, и теперь это перешло под ваш контроль. Всеблагой и Всевышний Аллах сказал о завещании в Своей Книге: «А кто изменит завещание после того, как слышал его, то грех только на тех, которые изменили его. Воистину, Аллах – Слышащий, Знающий»[1]. (7-14)

Хадис 2519. Передаёт Хасан ибн Рашид: «В Медине я спросил Имама Аскари, да будет мир с ним, о мужчине, который завещал имущество на путь Аллаха. Он сказал: «Путь Аллаха это наши последователи». (7-16)

1. Сура «Корова», аят 181

904. Глава о том, кто завещал освободить раба, дать милостыню и совершить хадж

Хадис 2520. Передаёт Исмаил ибн Хаммам: «Имаму Риде, да будет мир с ним, сказали: «Мужчина перед смертью завещал родственникам часть своего имущества и завещал освободить его раба. И всё, что он завещал, превысило треть его имущества. Как поступить с его завещанием?» Он сказал: «Сначала нужно освободить раба, а затем исполнить остальное». (7-17)

Хадис 2521. Передаёт Абу Бакр Хадрами: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Алькама ибн Мухаммад завещал мне, чтобы я освободил на его деньги одного раба. Я приобрёл женщину и освободил её. Этого достаточно или же мне нужно освободить раба от его имени на свои деньги?» Он сказал: «Этого достаточно». Затем он сказал мне: «Мать моего сына Фатима завещала освободить на её деньги раба, и я освободил от её имени женщину». (7-17)

Хадис 2522. Передаёт Муавия ибн Аммар: «Имама Садика, да будет мир с ним, спросили о мужчине, который умер и завещал совершить хадж от его имени. Он сказал: «Если он ни разу не совершал хаджа, то расходы на его совершение нужно взять из всего его имущества. А если он совершал его, то из трети его имущества». (7-18)

Хадис 2523. Передаёт Муавия ибн Аммар: «Женщина из моей семьи завещала мне треть своего имущества и велела мне освободить раба, совершить хадж от её имени и раздать милостыню. Но оставленного имущества не хватало для всего этого. Я спросил об этом Абу Ханифу, и он сказал: «Подели его на три части. Треть для освобождения раба, треть для хаджа и треть для милостыни». Тогда я пришёл к Имаму Садику, да будет мир с ним, и сказал: «Женщина из моей семьи умерла и завещала мне треть своего имущества, велев мне освободить раба, раздать милостыню и совершить хадж от её имени. Я взглянул на имущество и его не хватает». Он сказал: «Начни с хаджа, ибо он предписание из обязательных предписаний Великого и Всемогущего Аллаха. Затем часть оставшейся суммы нужно использовать для освобождения раба, а часть для милостыни». Затем я сообщил Абу Ханифе о мнении Имама Садика, и после этого он отказался от своего мнения и говорил мнение Имама Садика». (7-19)

905. Глава о том, что если завещание правильное, а исполняющий его изменит его, то он ответственен

Хадис 2524. Передаёт Мухаммад ибн Марид: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о мужчине, который завещал другому мужчине и велел ему освободить раба на шестьсот дирхамов из трети его имущества. Но тот отдал шестьсот дирхамов человеку, который совершил хадж от имени покойного. Имам сказал: «Я считаю, что тот, кому оставлено завещание, должен заплатить из своего имущества шестьсот дирхамов и использовать эти шестьсот дирхамов на освобождение раба, как завещал покойный». (7-22)

906. Глава о том, что начать нужно с савана, затем долг, а затем завещание

Хадис 2525. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Первое, что нужно сделать с имуществом покойного, это приобрести саван. Затем долги, затем завещание, а затем наследство». (7-23)

907. Глава о том, кто оставил завещание и имел долг

Хадис 2526. Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «Долг выплачивается до исполнения завещания. Затем завещание вслед за долгом. А затем наследство после завещания. Воистину, начало решения – Книга Великого и Всемогущего Аллаха». (7-24)

Хадис 2527. Передаёт Абдулла ибн Синан: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал о мужчине, который умер и имел долги, а поручитель гарантировал кредиторам, что расплатится с ними: «Если кредиторы согласны, то покойный освободится от долга». (7-25)

Хадис 2528. Передаёт Яхья Азрак: «Я сказал Имаму Казиму, да будет мир с ним: «Мужчина был убит. У него есть долг, но он не оставил после себя имущества. Его семья получила выкуп от его убийцы. Должны ли они выплатить его долг?» Он сказал: «Да». Я сказал: «Но ведь он ничего не оставил». Он сказал: «Как только они получат выкуп, они должны будут выплатить его долг». (7-25)

908. Глава о завещании мальчика и девочки, не достигших совершеннолетия, и о том, что дозволено из этого и что нет

Хадис 2529. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Когда мальчику исполнится десять лет, то ему дозволено освободить раба на своё имущество, раздать милостыню и завещать в рамках одобряемого и истинного. И это дозволено». (7-28)

Хадис 2530. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Когда мальчик достигнет десяти лет и завещает треть своего имущества для истины, то его завещание дозволено. А если мальчику семь лет и он завещает из своего имущества незначительную часть, то его завещание дозволено». (7-29)

909. Глава о том, чьё завещание не дозволено

Хадис 2531. Передаёт Абу Валляд: «Я слышал, как Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Тот, кто умышленно убьёт себя, вечно пребудет в огне ада». Его спросили: «Если он оставил завещание, а затем тотчас же убил себя, то имеет ли его завещание силу?» Он сказал: «Если он оставил завещание до того, как нанёс себе рану или совершил другое действие, и умер, то дозволено его завещание в трети его имущества. А если он оставил завещание после того, как нанёс себе рану или совершил другое действие, и умер, то его завещание не дозволено». (7-45)

910. Глава о том, кто завещал своим родственникам и как завещанное делится между ними

Хадис 2532. Передаёт Зурара: «Имама Бакира, да будет мир с ним, спросили о мужчине, который завещал треть своего имущества дядям со стороны отца и матери. Он сказал: «Его дядям со стороны отца полагаются две трети завещанного, а его дядям со стороны матери одна треть». (7-45)

911. Глава о милостынях Пророка, Фатимы и имамов

Хадис 2533. Передают Убейдулла Халаби и Мухаммад ибн Муслим: «Мы спросили Имама Садика, да будет мир с ним, о милостыне Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род, и о милостыне Фатимы, да будет мир с ней. Он сказал: «Их милостыня завещана Бани Хашим и Бани Мутталиб». (7-48)

Хадис 2534. Передаёт Абу Марьям: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о милостыне Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род, и о милостыне Али, да будет мир с ним. Он сказал: «Она дозволена для нас». И он сказал: «Фатима, да будет мир с ней, назначила свою милостыню для Бани Хашим и Бани Мутталиб». (7-48)

Хадис 2535. Передаёт Абу Басир: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Не прочесть ли для тебя завещание Фатимы, да будет мир с ней?» Я сказал: «Да». Тогда он вытащил шкатулку или корзинку, извлёк из неё письмо и прочёл его: «С именем Аллаха Милостивого и Милосердного. Это то, что завещает Фатима дочь Мухаммада Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род. Она завещает Али ибн Аби Талибу семь своих садов, обнесённых стеной – ауаф, даллял, бурка, мисаб, хасна, сафийа и то, что принадлежало Умм Ибрагим. И если Али умрёт, то Хасану. Если Хасан умрёт, то Хусейну. И если Хусейн умрёт, то старшему из моих потомков. Аллах засвидетельствовал это, и Микдад ибн Асвад и Зубейр ибн Аввам. Записано Али ибн Аби Талибом». (7-48)

Хадис 2536. Передаёт Абдурахман ибн Хаджадж: «Я спросил Имама Казима, да будет мир с ним, о том, что говорят люди о завещании перед смертью трети имущества или четверти: «Правильно и одобряемо ли это? И как поступил твой отец?» Он сказал: «Он завещал треть. Так поступил мой отец, да помилует его Аллах». (7-55)

912. Глава о том, что достанется покойному после его смерти

Хадис 2537. Передаёт Муавия ибн Аммар: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним: «Награда чего достанется мужчине после его смерти?» Он сказал: «Введённой им благой традиции, которая будет соблюдаться после его смерти. Он получит такую же награду как те, кто соблюдал её. При этом от их наград ничего не убудет. И исполняемой милостыни, которая исполняется после него. И праведного сына, который будет молиться за своих родителей после их смерти, а также совершать от их имени хадж и раздавать милостыню, а также освобождать рабов, поститься и выполнять молитву от их имени». Я спросил: «Могу ли я разделить со своими родителями награду моего хаджа?» Он сказал: «Да». (7-57)

913. Глава, в которой собраны разные хадисы

Хадис 2538. Передаёт Хаммад ибн Усман: «Мужчина завещал тридцать динаров потомкам Фатимы, да будет мир с ней. Человек, которому он оставил завещание, пришёл с деньгами к Имаму Садику, да будет мир с ним. Имам Садик сказал ему: «Отдай их такому-то старику из потомков Фатимы». И был тот семейным и малоимущим. Человек, которому было оставлено завещание, сказал: «Но покойный мужчина завещал деньги потомкам Фатимы». Имам Садик сказал: «Они не попадут ко всем потомкам Фатимы, но поддержат этого старика, попав к нему, и у него семья». (7-58)

Хадис 2539. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Тот, кто будет справедлив в своём завещании, подобен тому, кто раздал завещанное как милостыню при своей жизни. А тот, кто в своём завещании будет несправедлив, встретит в судный день Великого и Всемогущего Аллаха, а Он отвернётся от него». (7-58)

Хадис 2540. Передаёт Мухаммад ибн Раййан: «Я написал Имаму Хади, да будет мир с ним, и спросил его: «Человек оставил завещание, а тот, кому он оставил его, запомнил только одну главу из него. Что он должен делать с остальными главами?» Он написал: «Вместо остальных глав ему следует совершить благодеяния». (7-58)

Хадис 2541. Передаёт Абу Али ибн Рашид: «Я сказал Имаму Аскари, да будет мир с ним: «Да стану я жертвой за тебя. Нам было отдано нечто, и было сказано: «Это было у нас для Имама Джавада, да будет мир с ним». Как нам поступить?» Он сказал: «То, что принадлежало Имаму Джаваду по причине его имамата, принадлежит мне. А всё иное является наследством, которое должно распределиться согласно Книге Аллаха и сунне Его Пророка, да благословит Аллах его и его род». (7-59)

Хадис 2542. Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «Тот, кто оставил завещание, не причинив несправедливости и вреда, подобен тому, кто раздал завещанное как милостыню при своей жизни». (7-62)