24. Книга еды (китабуль-ат’има)

799. Глава о причинах запрета

Хадис 2247. Передаёт Муфаддаль ибн Умар: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Да стану я жертвой за тебя. Поведай мне, почему Всеблагой и Всевышний Аллах запретил вино, мертвечину, кровь и мясо свиньи?» Он сказал: «Аллах, пречист Он и возвышен, не запретил всё это для Своих рабов, дозволив иное, желая только запретить им это. И Он не сделал этого, желая отказать им в дозволенном для них. Но Он сотворил людей, и Он, велик Он и всемогущ, знает, что поддерживает их тела и что несёт им пользу. И Он, всеблаг Он и возвышен, дозволил им это и разрешил для их пользы, проявляя благосклонность к ним. И Он знает, что несёт им вред. Поэтому удержал их от этого и запретил им. Затем Он разрешил это для попавшего в вынужденную ситуацию, и дозволил ему тогда, когда его тело не сможет существовать без этого. И повелел ему, чтобы он брал из этого лишь в меру необходимости, не больше». Затем имам сказал: «Что касается мертвечины. Если кто-либо пристрастится к ней, то ослабнет его тело и истощится, уйдёт его сила и прервётся его потомство. И не умирает употребляющий мертвечину иначе как внезапно. Что касается крови. Она порождает в употребляющем её желчь, вызывает неприятный запах во рту, влечёт гниющий запах. Кровь ухудшает его нрав, порождает в его сердце жадность и жестокость, уменьшает сострадание и милосердие. И нет гарантии, что он не убьёт своего ребёнка и своих родителей. И нет гарантии безопасности его другу и нет гарантии безопасности его попутчику. Что касается мяса свиньи. Всеблагой и Всевышний Аллах обезобразил некоторых людей, обратив их в различные образы наподобие свиньи, обезьяны, медведя и в других превращённых животных. Затем Он запретил употреблять его в пищу как примерное наказание, чтобы люди не извлекали пользы и не пренебрегали наказанием. Что касается вина. Воистину, Он запретил его за его действие и порочность». И он сказал: «Пристрастившийся к вину подобен тому, кто поклоняется идолу. Вино вызывает в нём дрожание, уничтожает его свет и губит его порядочность. Оно доводит его до того, что он осмеливается нарушить запреты, такие как пролитие крови и прелюбодеяние. Когда он пьян, нет гарантии что он не набросится на запретное, ибо он не разумеет этого. Вино не прибавляет пьющему его ничего кроме зла». (6-242)

800. Глава о животных, мясо которых нельзя употреблять

Хадис 2248. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Запрещены все обладатели клыков из хищников и обладатели когтей из птиц». И он сказал: «Не ешь ничего из хищников». (6-245)

Хадис 2249. Передаёт Халаби: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, об употреблении в пищу ящерицы. Он сказал: «Ящерица, мышь, обезьяна и свинья это превращённые животные, мясо которых запрещено». (6-245)

Хадис 2250. Передаёт Али ибн Джафар: «Я спросил Имама Казима, да будет мир с ним, о вороне с белыми пятнами и чёрной вороне: «Дозволено ли есть их?» Он сказал: «Не дозволено есть что-либо из ворон, галок и им подобных». (6-245)

Хадис 2251. Передаёт Умар ибн Узейна: «Мухаммад ибн Муслим и Зурара спросили Имама Бакира, да будет мир с ним, об употреблении в пищу мяса домашних ослов. Он сказал: «В день битвы Хейбар Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, удержал от употребления в пищу домашних ослов. И удерживал от их употребления в пищу в то время только потому, что они переносили грузы для людей. А запрещённым является лишь то, что Великий и Всемогущий Аллах запретил в Коране». (6-246)

Хадис 2252. Передаёт Ибн Мускан: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о мясе ослов. Он сказал: «В день битвы Хейбар Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, удержал от их употребления в пищу». И я спросил его об употреблении в пищу лошадей и мулов. Он сказал: «Посланник Аллаха удержал от этого. Не ешьте их, если только не будете вынуждены сделать это». (6-246)

801. Глава о птицах, которые употребляются в пищу и которые не употребляются

Хадис 2253. Передаёт Самаа ибн Михран: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, об употребляемых в пищу птицах и диких животных. Он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, запретил всех обладателей когтей из птиц и всех обладателей клыков из диких животных». Я сказал: «Люди говорят, что обладателей клыков из хищников». Он сказал мне: «О, Самаа. Все хищники запрещены, даже если животное будет хищником, не обладающим клыками. А Посланник Аллаха сказал об этом лишь для подробного изложения. И Великий и Всемогущий Аллах и Его Посланник запретили всех превращённых животных. Теперь же ешь тех сухопутных птиц, у которых есть зоб, и тех водных птиц, у которых есть второй желудок, как второй желудок голубя, а не как желудок человека. Запрещена каждая птица, которая в полёте парит и которая обладает когтями. Парящая птица летает как сокол, ястреб, коршун и подобные им. И дозволена каждая птица, которая в полёте часто машет крыльями. А те из птиц, полёт которых неизвестен, и каждая незнакомая птица должны быть проверены на наличие зоба и второго желудка». (6-247)

802. Глава о мясе животных, евших скверну

Хадис 2254. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Не употребляйте мясо животных, евших скверну. И это животное, которое ело кал. И если его пот попадёт на тебя, то смой его». (6-250)

Хадис 2255. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Не пей молоко верблюдицы, евшей скверну. И если что-либо из её пота попадёт на тебя, то смой его». (6-251)

Хадис 2256. Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «Не следует есть мясо и пить молоко верблюдицы, евшей скверну, пока она не будет вскормлена чистым кормом в течение сорока дней. Не следует есть мясо и пить молоко коровы, евшей скверну, пока она не будет вскормлена чистым кормом в течение тридцати дней. Не следует есть мясо и пить молоко овцы, евшей скверну, пока она не будет вскормлена чистым кормом в течение десяти дней. Не следует есть мясо утки, евшей скверну, пока её не удержат от скверны в течение пяти дней, а курицу в течение трёх дней». (6-253)

803. Глава о мыши, умершей в еде или питье

Хадис 2257. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Если мышь упадёт в жир и умрёт в нём, то в случае если он густой выбрось мышь и жир вокруг неё, и ешь оставшийся жир. А если жир жидкий, то не ешь его, а используй для освещения. И так же оливковое масло». (6-261)

Хадис 2258. Передаёт Муавия ибн Вахб: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Крыса умерла в жире, масле или мёде». Он сказал: «Что касается жира и мёда, то необходимо убрать крысу и то, что вокруг неё. А масло можно использовать только для освещения». (6-261)

804. Глава о еде не мусульман, о совместной трапезе с ними и об их посуде

Хадис 2259. Передаёт Самаа: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о пище обладателей писания и о том, что дозволено из неё. Он сказал: «Зерновые». (6-263)

Хадис 2260. Передаёт Ис ибн Касим: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о совместной трапезе с иудеем, христианином и огнепоклонником. Он сказал: «Если еда твоя, и он помоет руки, то это не запрещено». (6-263)

Хадис 2261. Передаёт Мухаммад ибн Муслим: «Я спросил Имама Бакира, да будет мир с ним, о посуде иудеев с христианами и огнепоклонников. Он сказал: «Не ешьте из их посуды, и не ешьте приготовленную ими пищу, и не пейте из посуды, из которой они пьют вино». (6-264)

Хадис 2262. Передаёт Абу Джаруд: «Я спросил Имама Бакира, да будет мир с ним, о словах Великого и Всемогущего Аллаха «И пища тех, кому даровано писание, дозволена вам. И ваша пища дозволена им»[1]. Он сказал: «Это зерновые и зелень». (6-264)

1. Сура «Трапеза», аят 5

805. Глава об употреблении в пищу глины

Хадис 2263. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Великий и Всемогущий Аллах сотворил Адама из глины и запретил его потомкам есть глину». (6-265)

Хадис 2264. Передаёт Саад ибн Саад: «Я спросил Имама Риду, да будет мир с ним, о глине. Он сказал: «Употребление в пищу глины запрещено, как употребление мертвечины, крови и мяса свиньи, кроме глины с могилы Хусейна, да будет мир с ним. В ней исцеление от всех болезней и безопасность от всех страхов». (6-266)

806. Глава о еде и питье из золотой и серебряной посуды

Хадис 2265. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Не ешь из золотой и серебряной посуды». (6-267)

807. Глава о недопустимости употребления пищи за столом, за которым распивается вино

Хадис 2266. Передаёт Харун ибн Джахм: «Мы были с Имамом Садиком, да будет мир с ним, в Хире, когда он пришёл к Абу Джафару Мансуру. Один из его военачальников сделал обрезание своему сыну, приготовил еду и пригласил людей. Имам Садик был в числе приглашённых. Когда он ел за трапезным столом, и с ним была группа людей, один мужчина из них попросил попить воду. И ему принесли чашу, в которой было питьё для них. И когда чаша оказалась в руках того мужчины, Имам Садик встал из-за стола. Его спросили о причине его вставания, и он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Проклят тот, кто сидит за столом, за которым распивается вино». В другом хадисе сказано: «Проклят и ещё раз проклят тот, кто покорно сидит за столом, за которым распивается вино». (6-268)

Хадис 2267. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Тот, кто верует в Аллаха и в последний день, не должен употреблять пищу за столом, за которым распивается вино». (6-268)

808. Глава о порицании обжорства

Хадис 2268. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Наихудшими помощниками для религии являются робкое сердце, ненасытный живот и сильная похоть». (6-269)

Хадис 2269. Передаёт Абу Басир: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал мне: «О, Абу Мухаммад, воистину, живот развращается от еды. Раб божий находится ближе всего к Великому и Всемогущему Аллаху тогда, когда его живот лёгок. И раб божий ненавистнее всего для Аллаха тогда, когда его живот переполнен». (6-269)

Хадис 2270. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Все болезни от несварения желудка, за исключением горячки, которая прибывает извне». (6-269)

Хадис 2271. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Воистину, Великий и Всемогущий Аллах питает отвращение к обжорству». И он сказал: «Сыну Адама необходимо есть, чтобы едой поддерживать своё существование. Когда кто-либо из вас ест, то пусть треть своего живота он предназначит для еды, треть живота для питья и треть живота для дыхания. И не становитесь жирными как свиньи для забоя». (6-269)

809. Глава о приёме пищи, облокотившись на что-либо

Хадис 2272. Передаёт Зейд Шаххам: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, с того времени как Великий и Всемогущий Аллах отправил его и до тех пор, пока не забрал его душу, не употреблял пищу, облокотившись на что-либо. Он ел как раб и сидел как раб». Я спросил его: «Почему он делал так?» Он сказал: «Из смирения перед Великим и Всемогущим Аллахом». (6-270)

Хадис 2273. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Женщина, постоянно говорившая сквернословия, проходила мимо Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род, который ел, сидя на земле. Она сказала: «О, Мухаммад, ты ешь как раб и сидишь как он». Посланник Аллаха сказал ей: «Воистину, я раб. И какой раб превзошёл меня в рабстве?» Она сказала: «Дай мне кусок твоей еды». Он дал ей, но она сказала: «Нет, клянусь Аллахом, только из твоего рта». Тогда Посланник Аллаха извлёк кусок еды из своего рта, отдал ей, и она съела его». Имам Садик сказал: «И после она не говорила сквернословий, пока не покинула этот мир». (6-271)

Хадис 2274. Передаёт Самаа: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о мужчине, который ест, облокотившись на что-либо. Он сказал: «Нет. И не следует есть лёжа». (6-271)

810. Глава о принятии пищи левой рукой

Хадис 2275. Передаёт Самаа: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о мужчине, который ест или пьёт левой рукой. Он сказал: «Не ешь левой рукой, не пей левой рукой и ничего не бери ею». (6-272)

811. Глава о принятии приглашения мусульманина

Хадис 2276. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Если верующий пригласит меня отведать еду из бараньей ноги, то я непременно приму его приглашение. И это относится к религии. А если язычник или лицемер пригласит меня отведать еду из целого верблюда, то я откажу ему. И это относится к религии. Великий и Всемогущий Аллах не позволил для меня подарки и еду язычников и лицемеров». (6-274)

Хадис 2277. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Я заповедаю присутствующему из моей общины и отсутствующему принимать приглашение мусульманина, даже если для этого придётся пройти пять миль, ибо это относится к религии». (6-274)

Хадис 2278. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «К обязательному праву мусульманина по отношению к своему брату относится принятие его приглашения». (6-275)

812. Глава об угощении едой

Хадис 2279. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Угощение едой организуется в чётырёх случаях. При свадьбе. При жертвоприношении за новорождённого. При совершении обрезания мальчику. И при возвращении, когда мужчина приглашает своих братьев, возвращаясь после отсутствия». (6-281)

Хадис 2280. Имам Казим, да будет мир с ним, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, запрещал еду с угощения, которое приготовлено исключительно для богатых и в котором отказано бедным». (6-282)

Хадис 2281. Передаёт Муавия ибн Аммар: «Некий мужчина сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Мы находим запах свадебной еды не таким, как запах иной еды». Он сказал: «Когда для свадьбы закалывается верблюд или забивается корова и овца, Всеблагой и Всевышний Аллах посылает ангела с каратом райского мускуса, который смешивает его с их едой. Этот запах ощущается по этой причине». (6-282)

813. Глава о том, что удел гостя приходит вместе с ним

Хадис 2282. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Когда приходит гость и останавливается у людей, он приходит со своим уделом с неба. А когда он ест, Аллах прощает их за то, что он остановился у них». (6-284)

Хадис 2283. Передаёт Мухаммад ибн Кейс: «Наши друзья упомянули группу людей, и я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Я не ем обеда и не ем ужина, если со мной нет двоих из них, троих или меньше или больше». Он сказал: «Их милость к тебе больше твоей милости к ним». Я сказал: «Да стану я жертвой за тебя. Как? Ведь я кормлю их своей едой, расходую на них своё имущество, а мой слуга прислуживает им». Он сказал: «Когда они заходят к тебе, они заходят с обильным уделом от Великого и Всемогущего Аллаха. А когда они уходят, они уходят с прощением для тебя». (6-284)

814. Глава о правах гостя и о его почитании

Хадис 2284. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Из того, чему Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, обучил Фатиму, да будет мир с ней, были его слова к ней: «О, Фатима. Пусть тот, кто верует в Аллаха и в последний день, почитает своего гостя». (6-285)

Хадис 2285. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «К праву гостя относится то, чтобы ему было оказано почтение, и чтобы ему была приготовлена зубочистка». (6-285)

815. Глава о еде вместе с гостем

Хадис 2286. Имам Казим, да будет мир с ним, сказал: «Когда к Посланнику Аллаха, да благословит Аллах его и его род, приходил гость, он ел вместе с ним и не убирал своей руки с трапезного стола, пока гость не убирал своей руки». (6-286)

816. Глава о достоинстве ужина и порицании отказа от него

Хадис 2287. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Отказ от ужина ведёт к дряхлости. Когда мужчина станет пожилым, ему не следует проводить ночь иначе как с животом, насыщенным едой». (6-288)

Хадис 2288. Имам Рида, да будет мир с ним, сказал: «Когда мужчина возмужает, пусть он не отказывается съесть что-либо на ночь, ибо это вернее для сна и приятнее для запаха изо рта». (6-288)

Хадис 2289. Передаёт Зияд ибн Аби Халляль: «Я поужинал с Имамом Садиком, да будет мир с ним, и он сказал: «Ужин после ночной молитвы это ужин пророков». (6-289)

817. Глава о мытье рук до еды и после

Хадис 2290. Передаёт Абу Хамза Сумали: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «О, Абу Хамза, мытьё рук до еды и после удаляет бедность». Я спросил: «Да станут мой отец и моя мать жертвой за тебя. Удаляет бедность?» Он сказал: «Да, удаляет». (6-290)

Хадис 2291. Передаёт Муразим: «Я видел Имама Риду, да будет мир с ним, когда он вымыл руки до еды и не притронулся к полотенцу. А когда он вымыл руки после еды, он вытерся полотенцем». (6-291)

818. Глава об упоминании имени Аллаха, о восхвалении Аллаха и мольбе при еде

Хадис 2292. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Когда будет накрыта трапеза, скажи: «С именем Аллаха» /бисмилляhи/. Когда ты поешь, скажи: «С именем Аллаха в начале и в конце еды» /бисмилляhи ‘аля аууалиhи уа ахыриhи/. А когда трапеза будет убрана, скажи: «Хвала Аллаху» /аль-хамду лилляhи/. (6-292)

Хадис 2293. Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «Тот, кто ест еду, пусть упомянет над ней имя Великого и Всемогущего Аллаха. А если он забудет, то пусть упомянет Аллаха после. И тогда шайтан, да проклянёт его Аллах, изрыгнёт то, что ел, и человек уменьшит его еду». (6-293)

Хадис 2294. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Во время еды упомяни имя Великого и Всемогущего Аллаха. А когда завершишь, скажи: «Хвала Аллаху, который кормит, а Его не кормят» /аль-хамду лилляhил-лязи йут’иму уа ля йут’аму/. (6-294)

819. Глава, в которой собраны разные хадисы

Хадис 2295. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Когда кто-либо из вас поест, пусть он оближет свои пальцы, которыми он ел. И скажет Великий и Всемогущий Аллах: «Да благословит тебя Аллах». (6-297)

Хадис 2296. Имам Рида, да будет мир с ним, сказал: «Если кто-либо ест в своём доме и что-то из еды упадёт, то пусть он поднимет еду. А если кто-либо ест в пустыне или вне дома, то пусть он оставит еду птицам и животным». (6-298)

Хадис 2297. Передаёт Хаммад ибн Усман: «Исмаил устроил угощение и Имам Садик, да будет мир с ним, сказал ему: «Ты должен подумать о бедняках. Накорми их досыта, ибо Великий и Всемогущий Аллах говорит: «Ложь не появится и не вернётся»[1]. (6-299)

1. Сура «Саба», аят 49

820. Глава о достоинствах хлеба

Хадис 2298. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Не следует класть лепёшку под тарелку». (6-303)

Хадис 2299. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Почитайте хлеб». Его спросили: «О, Посланник Аллаха, как его почитать?» Он сказал: «Когда он поставлен на стол, не следует ждать другую еду». И Посланник Аллаха сказал: «К почтению хлеба относится то, что он не должен топтаться и резаться». (6-303)

Хадис 2300. Передаёт Фадль ибн Йунус: «Имам Рида, да будет мир с ним, обедал у меня, и принесли деревянную тарелку, под которой был хлеб. Он сказал: «Почитайте хлеб, чтобы он не клался под тарелку». И он сказал мне: «Вели слуге убрать лепёшку из-под тарелки». (6-304)

Хадис 2301. Имам Рида, да будет мир с ним, сказал: «Не режьте хлеб ножом, а отламывайте его рукой. Поступайте вопреки иноверцам». (6-304)

Хадис 2302. Имам Рида, да будет мир с ним, сказал: «Превосходство ячменного хлеба над пшеничным подобно нашему превосходству над людьми. И не было пророка, который не призывал есть ячменный хлеб и не благословлял его. Если он войдёт в живот, то выведет все болезни. Он – пропитание пророков и пища праведников. Всевышний Аллах не пожелал сделать пропитанием Своих пророков что-либо кроме ячменного хлеба». (6-304)

821. Глава о достоинствах мяса

Хадис 2303. Передаёт Абдульаля: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Нам рассказывают, что Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, говорил: «Всеблагой и Всевышний Аллах питает отвращение к дому, в котором естся мясо». Он сказал: «Они лгут. Посланник Аллаха говорил о доме, в котором злословят о людях и едят их мясо. Мой отец ел мясо. И даже в тот день, когда он умер, в рукаве матери его сына было тридцать дирхамов для покупки мяса». (6-308)

Хадис 2304. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, ел мясо и любил мясо». (6-309)

822. Глава о том, что меняется нрав того, кто сорок дней не ест мяса

Хадис 2305. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Мясо взращивает плоть. И ухудшается нрав того, кто в течение сорока дней отказывается от мяса. Тому, у кого ухудшился нрав, скажите в ухо азан». (6-309)

Хадис 2306. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Тот, кто не ел мяса в течение сорока дней, пусть возьмёт в долг, уповая на Великого и Всемогущего Аллаха, и поест мяса». (6-309)

823. Глава о порицании употребления в пищу сырого мяса

Хадис 2307. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, запрещал есть сырое мясо и говорил: «Его едят только хищники». Но лишь до тех пор, пока его не изменят солнце или огонь». (6-313)

Хадис 2308. Передаёт Хишам ибн Салим: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, об употреблении в пищу сырого мяса. Он сказал: «Это еда хищников». (6-314)

824. Глава о похлёбке

Хадис 2309. Передаёт Салама ибн Мухриз: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал мне: «Тебе следует есть похлёбку. И я не нашёл чего-либо достойней её». (6-318)

Хадис 2310. Передаёт Зейд Шаххам: «Я вошёл к моему господину Имаму Садику, да будет мир с ним, и он ел рагу из уксуса с говядиной». (6-318)

Хадис 2311. Пророк, да благословит Аллах его и его род, сказал: «В похлёбке благодать». (6-318)

825. Глава о горячей еде

Хадис 2312. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Горячая еда не обладает благодатью». (6-322)

Хадис 2313. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Посланнику Аллаха, да благословит Аллах его и его род, принесли горячую еду и он сказал: «Великий и Всемогущий Аллах не кормит нас огнём. Отложите её в сторону, пока она не остынет». И её оставили, пока она не остыла». (6-322)

826. Глава о рыбе

Хадис 2314. Имам Казим, да будет мир с ним, сказал: «Вам следует есть рыбу. Если ты съешь её без хлеба, она будет достаточна для тебя. А если ты съешь её с хлебом, она будет приятна для тебя». (6-323)

Хадис 2315. Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «Не пристращайтесь к постоянному употреблению в пищу рыбы, ибо она растворяет тело». (6-323)

827. Глава о достоинствах соли

Хадис 2316. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал Али, да будет мир с ним: «О, Али, начинай свою еду с соли и заканчивай солью. Тот, кто начал еду с соли и закончил солью, будет избавлен от семидесяти двух видов несчастья, к которым относятся проказа, сумасшествие и экзема». (6-326)

Хадис 2317. Передаёт Ибрагим ибн Аби Махмуд: «Имам Рида, да будет мир с ним, спросил нас: «Какая приправа более всего подходит к хлебу?» Некоторые из нас сказали: «Мясо». Некоторые из нас сказали: «Масло». Некоторые из нас сказали: «Молоко». Тогда он сказал: «Нет, это соль». И однажды мы отправились на прогулку, а наши слуги забыли соль. Они забили для нас самую упитанную овцу из тех, что были. Но мы не извлекли из этого никакой пользы, пока не вернулись обратно». (6-326)

Хадис 2318. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род, ужалил скорпион. Он стряхнул его и сказал: «Да проклянёт тебя Аллах. Не обезопасен от тебя ни верующий, ни неверующий». Затем он попросил принести соль и приложил её к месту укуса. Потом он нажал на неё большим пальцем, пока она не растаяла. А затем он сказал: «Если бы люди знали, что заключено в соли, то они не испытывали бы нужды в противоядии». (6-327)

828. Глава об уксусе

Хадис 2319. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, более всех людей был похож в еде на Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род. Он ел хлеб, уксус и масло, а людей кормил хлебом и мясом». (6-328)

Хадис 2320. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, вошёл к Умм Саламе, да будет доволен ею Аллах, и она приблизила к нему куски хлеба. Он спросил: «Есть ли у тебя приправа к хлебу?» Она сказала: «Нет, о, Посланник Аллаха. У меня нет ничего кроме уксуса». Тогда он сказал: «Уксус – прекрасная приправа к хлебу. Не опустеет дом, в котором есть уксус». (6-329)

Хадис 2321. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Уксус укрепляет разум». (6-329)

829. Глава о мёде

Хадис 2322. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Мёд восхищал Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род». (6-332)

Хадис 2323. Имам Казим, да будет мир с ним, сказал: «Не излечивался больной чем-либо подобным мёду». (6-332)

830. Глава о молоке

Хадис 2324. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Когда Пророк, да благословит Аллах его и его род, пил молоко, он говорил: «О, Аллах, благослови нас в нём и прибавь нам из него» /Аллаhумма, барик ляна фиhи уа зидна минhу/. (6-336)

Хадис 2325. Передаёт Абу Хасан Исфахани: «Я был возле Имама Садика, да будет мир с ним, и слышал, как мужчина сказал ему: «Да стану я жертвой за тебя. Я ощущаю слабость в своём теле». Он сказал ему: «Тебе следует пить молоко, ибо оно взращивает плоть и укрепляет кости». (6-336)

Хадис 2326. Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «Коровье молоко – лекарство». (6-337)

831. Глава о финиках

Хадис 2327. Ханан ибн Садир передаёт от своего отца: «Имам Саджад, да будет мир с ним, любил видеть мужчину, кушающего финики, за любовь к финикам Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род». (6-345)

Хадис 2328. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Лучшие из ваших фиников это жёлтые крупные финики. Финики устраняют болезнь, и нет в них болезни. Они снимают усталость, нет в них вреда, и они удаляют мокроту. И в каждом финике благо». В другом хадисе сказано: «Они полезны и приятны, снимают усталость и насыщают». (6-345)

Хадис 2329. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Мединские финики первооснова всех фиников. Великий и Всемогущий Аллах послал их Адаму, да будет мир с ним, из рая». (6-347)

Хадис 2330. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Семь мединских фиников уничтожат паразитов в животе того, кто съест их перед сном». (6-349)

832. Глава о гранатах

Хадис 2331. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Фрукты делятся на сто двадцать видов, и их господином является гранат». (6-352)

Хадис 2332. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Когда Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, ел гранаты, он стелил под ними платок. А когда его спросили о причинах этого, он ответил: «В них есть зёрна из рая». Ему сказали: «Иудеи, христиане и другие едят гранаты». Он сказал: «Если это случится, то Великий и Всемогущий Аллах отправляет к нему ангела, который извлекает эти зёрна, чтобы он не съел их». (6-353)

Хадис 2333. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Вам следует есть сладкие гранаты, ибо нет зёрнышка, оказавшегося в желудке верующего, которое не уничтожило бы болезнь и не погасило бы наущения шайтана». (6-354)

Хадис 2334. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Гранат в течение сорока дней будет освещать сердце того, кто съест его натощак». (6-354)

833. Глава о яблоках

Хадис 2335. Передаёт Зияд ибн Марван: «В Мекке людей постигла эпидемия, и я написал Имаму Казиму, да будет мир с ним. Он написал мне: «Ешь яблоки». (6-356)

Хадис 2336. Передаёт Муфаддаль ибн Умар: «Имаму Садику, да будет мир с ним, было сказано о горячке. И он сказал: «Мы – ахль аль-бейт – не лечимся иначе как обливанием прохладной водой, которая льётся на нас, и употреблением яблок». (6-356)

834. Глава об айве

Хадис 2337. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал Джафару: «О, Джафар, ешь айву, ибо она укрепляет сердце и делает смелым боязливого». (6-357)

835. Глава об инжире

Хадис 2338. Имам Рида, да будет мир с ним, сказал: «Инжир удаляет неприятный запах изо рта, укрепляет рот и кости, способствует росту волос и устраняет болезни. И с ним нет необходимости в лекарстве». И он сказал: «Инжир больше всех похож на райские растения». (6-358)

836. Глава о цикории

Хадис 2339. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Кто проводит ночь, имея в своём животе семь листочков цикория, тот в эту ночь будет избавлен от боли в животе, если пожелает Аллах». (6-362)

Хадис 2340. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, говорил: «Ешьте цикорий. И нет утра, в котором на него не падала бы капля из рая. Поэтому не встряхивайте его, когда едите». Имам Садик сказал: «Мой отец запрещал нам встряхивать цикорий, когда мы ели его». (6-363)

837. Глава о чесноке

Хадис 2341. Передаёт Мухаммад ибн Муслим: «Я спросил Имама Бакира, да будет мир с ним, об употреблении в пищу чеснока. Он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, запрещал его только из-за его запаха и говорил: «Тот, кто съест этот овощ с отвратительным запахом, пусть не приближается к нашим мечетям». А если кто-то съел его, но не пошёл в мечеть, то есть его не запрещено». (6-374)

Хадис 2342. Передаёт Абу Басир: «Имама Садика, да будет мир с ним, спросили об употреблении в пищу чеснока, лука и лука-порея. Он сказал: «Не запрещено есть их сырыми и сваренными в котлах. Не запрещено лечиться чесноком. Но если кто-то из вас съест его, то пусть он не идёт в мечеть». (6-375)

838. Глава о зубочистке

Хадис 2343. Передаёт Вахб ибн Абдураббих: «Я видел Имама Садика, да будет мир с ним, чистящего зубы зубочисткой. Я взглянул на него, и он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, чистил зубы и освежал рот». (6-376)

Хадис 2344. Пророк, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Чистите зубы, ибо это очищает рот и приносит пользу дёснам». (6-376)