21. Книга освобождения рабов (китабуль-‘итк уат-тадбир уаль-китаба)

774. Глава об условии при освобождении

Хадис 2187. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, завещал и сказал, что Абу Найзару, Рабаху и Джубейру даруется свобода с условием, что они будут работать в саду в течение пяти лет». (6-179)

Хадис 2188. Передаёт Йакуб ибн Шуейб: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним: «Мужчина даровал свободу своей рабыне и поставил условие, что в течение пяти лет она будет служить ему. Но она убежала, а затем мужчина умер. А после его наследники нашли её. Могут ли они взять её в услужение?» Он сказал: «Нет». (6-179)

Хадис 2189. Передаёт Мухаммад ибн Муслим: «Я сказал Имаму Бакиру, да будет мир с ним: «Мужчина говорит своему рабу: «Я дарую тебе свободу в обмен на то, что женю тебя на своей дочери. И если ты, будучи женатым на ней, женишься ещё раз или возьмёшь наложницу, то должен будешь сто динаров». И он освободил его с этим условием и женил его, а тот женился ещё раз или взял наложницу». Он сказал: «Его господин имеет к нему первоначальное условие». (6-179)

775. Глава о награде за освобождение раба и достоинствах этого

Хадис 2190. Передаёт Хафс ибн Бахтари: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал о мужчине, освободившем раба: «Воистину, за каждую часть тела освобождённого Великий и Всемогущий Аллах избавит от огня часть его тела». И он сказал: «Желательно чтобы накануне дня Арафат и в день Арафат мужчина приближался к Аллаху посредством освобождения раба и дачи милостыни». (6-180)

Хадис 2191. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Если кто-либо освободит мусульманина из рабства, то за каждую часть тела освобождённого Великий и Всемогущий Аллах избавит от огня часть его тела». (6-180)

776. Глава об освобождении малолетнего, пожилого старика и больных

Хадис 2192. Передаёт Ибн Махбуб: «Я написал Имаму Риде, да будет мир с ним, и спросил его о мужчине, который дарует свободу маленькому мальчику или пожилому старику или тому, кто болеет и не имеет сноровки. Он сказал: «Тот, кто освобождает раба, не имеющего сноровки, должен заботиться о нём до тех пор, пока тот не перестанет нуждаться в нём. Именно так поступал Повелитель правоверных, да будет мир с ним, когда освобождал из рабства малолетнего и того, кто не имеет сноровки». (6-181)

Хадис 2193. Передаёт Хишам ибн Салим: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о том, кто освобождает раба. Он сказал: «Пусть он освобождает из рабства того, кто может позаботиться о себе». (6-181)

777. Глава об освободительной грамоте

Хадис 2194. Передаёт Ибрагим ибн Аби Билад: «Я читал освободительную грамоту, написанную Имамом Садиком, да будет мир с ним. И вот её описание: «Это то, чем Джафар ибн Мухаммад освобождает из рабства. Ради Аллаха он дарует свободу такому-то юноше, не желая награды и благодарности, чтобы тот выполнял молитву, выплачивал закят, совершал хадж к дому, постился в месяце рамадан, дружил с друзьями Аллаха и отрекался от врагов Аллаха. Засвидетельствовали три свидетеля – такой-то, такой-то и такой-то». (6-182)

778. Глава об освобождении раба за выкуп

Хадис 2195. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Когда раб, выкупающий свою свободу, заплатит что-либо, он освобождается в той мере, в какой заплатил. Кроме случаев, когда его господин ставит условие, что если он не сумеет заплатить вовремя, он вернётся в рабство. Они должны соблюсти их условие». (6-186)

Хадис 2196. Передаёт Халаби: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал о рабе, выкупающем свою свободу, который заплатил часть выкупа: «Прежде люди не ставили условий, но сегодня они ставят условия. И мусульманам следует соблюдать условия. Если ему было поставлено условие, что если он не сможет вовремя заплатить, то в случае неуплаты он должен будет вернуться в рабство. А если такого условия не было, то ему не нужно возвращаться». И он сказал, разъясняя слова Великого и Всемогущего Аллаха «Освободите их за выкуп, если знаете в них добро»[1]: «То есть, освободите их за выкуп, если знаете, что у них есть имущество». И он сказал о рабе, выкупающем свою свободу, которому его господин поставил условие, что пока он не заплатит выкуп, он не будет иметь права жениться без его разрешения: «Ему не следует жениться без его разрешения. Он должен соблюсти его условие». (6-187)

1. Сура «Свет», аят 33

779. Глава, в которой собраны разные хадисы

Хадис 2197. Передаёт Бакр ибн Мухаммад: «Некий мужчина задал вопрос Имаму Садику, да будет мир с ним, а я присутствовал при этом. Мужчина сказал: «У меня есть раб, который пьёт вино и совершает порицаемые дела. Я желаю освободить его из рабства. Для тебя предпочтительней его освобождение или если я продам его и раздам его стоимость в качестве милостыни?» Он сказал: «В одни времена лучше освобождение, а в другие времена лучше милостыня. Если у людей хорошее положение, то освобождение лучше. А если их положение затруднительное, то лучше милостыня. И если этот раб таков, то по мне его продажа предпочтительней». (6-194)

Хадис 2198. Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «Все люди являются свободными. За исключением тех раба и рабыни, которые сами сознательно признают своё рабство, и того, о рабстве которого имеется свидетельство, молод он или стар». (6-195)

Хадис 2199. Передаёт Али ибн Махзияр: «Я написал Имаму Джаваду, да будет мир с ним, и спросил его о рабе, к которому явилась смерть: «Если его господин дарует ему свободу в этот час, чтобы он ушёл из этого мира свободным, то получит ли его господин награду за это? А если он оставит его, то получит ли он награду, когда тот умрёт, будучи рабом?» Он написал: «Пусть он оставит его рабом в момент его смерти. И это будет наградой для его господина. Освобождение в этот час не принесёт ему пользу». (6-195)