20. Книга развода (китабут-таляк) - Аль-Кафи

20. Книга развода (китабут-таляк)

753. Глава о недопустимости развода с достойной женой

Хадис 2156. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Из того, что дозволил Великий и Всемогущий Аллах, нет для Него ничего ненавистней развода. И Аллах питает отвращение к часто разводящемуся человеку». (6-54)

Хадис 2157. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Воистину, Великий и Всемогущий Аллах любит дом, построенный на браке, и питает отвращение к дому, разрушенному разводом. И нет для Великого и Всемогущего Аллаха чего-либо ненавистней развода». (6-54)

Хадис 2158. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «До Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род, дошла весть о том, что Абу Аййуб желает развести свою жену. И тогда Посланник Аллаха сказал: «Развод с Умм Аййуб является грехом». (6-55)

754. Глава о том, кто развёлся не по Книге и сунне

Хадис 2159. Передаёт Мухаммад Халаби: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Мужчина разводит свою жену во время её месячных». Он сказал: «Развод, не основанный на сунне, недействителен». Я сказал: «Мужчина даёт три развода подряд». Он сказал: «Необходимо возвратить это к сунне». (6-58)

Хадис 2160. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Если кто-то даст три развода подряд, когда женщина не чиста от месячных, то ничего не произойдёт. Разводом является лишь то, что повелел Великий и Всемогущий Аллах. А кто поступит наперекор этому, тот не совершит развода. Ибн Умар дал своей жене три развода подряд, и у неё были месячные. И Пророк, да благословит Аллах его и его род, повелел ему сблизиться с ней и не считать это разводом». Имам сказал: «К Повелителю правоверных Али, да будет мир с ним, пришёл мужчина и сказал: «О, Повелитель правоверных, я развёл свою жену». Он спросил: «Есть ли у тебя свидетели?» Он сказал: «Нет». Тогда он сказал: «Уходи». (6-58)

Хадис 2161. Имам Бакир и Имам Садик, да будет мир с ними, сказали: «Если мужчина разведёт жену во время послеродовых кровотечений или разведёт её после того, как сблизится с ней, то развод, данный им ей, не является разводом. И если он разведёт её после наступления чистоты, не вступая с ней в половую близость, но не возьмёт в свидетели двух справедливых мужчин, то развод, данный им ей, не является разводом». (6-60)

755. Глава о том, что нет развода до брака

Хадис 2162. Передаёт Абдулла ибн Сулейман от своего отца Сулеймана: «Я находился в мечети, когда туда вошёл Имам Саджад, да будет мир с ним. Я не знал его, и спросил о нём, и меня известили об его имени. Я подошёл к нему вместе с другими людьми, мы окружили его и поприветствовали. Некий мужчина сказал ему: «Да облагодетельствует тебя Аллах. Что ты думаешь о мужчине, который назвал имя женщины и сказал, что в тот день, когда он женится на ней, она будет трижды разведена им. А затем получилось так, что он женился на ней. Дозволено ли это для него?» Он сказал: «Развод действителен только после брака». (6-62)

756. Глава о разъяснении развода по сунне

Хадис 2163. Передаёт Зурара: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Каждый развод, не являющийся разводом по сунне или разводом в установленный срок, недействителен. Зурара сказал: «Я сказал Имаму Бакиру: «Разъясни мне развод по сунне и развод в установленный срок». Он сказал: «Что касается развода по сунне. Если мужчина желает развести свою жену, то ему следует подождать, пока у неё начнутся месячные и пока она не очистится. После того, как у неё закончатся месячные, ему нужно развести её, не вступая с ней в половую близость, и взять двух свидетелей развода. Затем ему следует оставить её, пока у неё не пройдут два периода месячных. И её идда истечёт с началом третьих месячных, после чего она расстанется с ним. И он может свататься к ней, как сватаются другие. Если она пожелает, то может выйти за него замуж, а если пожелает, то может не выходить за него замуж. И до тех пор, пока она соблюдает идду, он должен обеспечивать её расходы и обеспечивать её жильём. И они имеют право наследования друг от друга, пока не истечёт идда». Потом он сказал: «Теперь что касается развода в установленный срок, о котором Великий и Всемогущий Аллах сказал: «Разводитесь с ними в установленный для них срок, и отсчитывайте срок»[1]. Если мужчина из вас желает развести свою жену, то ему следует подождать, пока у неё начнутся и закончатся месячные. Затем ему нужно развести её, не вступая с ней в половую близость, и взять двух справедливых свидетелей. А затем вернуть её в тот же день или через несколько дней или до того, как у неё начнутся месячные. Ему нужно взять свидетелей возвращения, и нужно вступить с ней в половую близость. Ему следует быть с ней, пока у неё не начнутся месячные. Когда у неё начнутся и закончатся месячные, ему нужно снова развести её, не вступая с ней в половую близость, и взять свидетелей развода. Затем снова вернуть в любое время до начала месячных, когда он пожелает. Ему нужно взять свидетелей возвращения, и нужно вступить с ней в половую близость. Ему следует быть с ней, пока у неё не начнутся третьи месячные. Когда у неё закончатся третьи месячные, ему нужно развести её в третий раз, не вступая с ней в половую близость, и взять свидетелей развода. Когда он сделает это, она расстанется с ним и не будет дозволена для него, пока не выйдет замуж за другого». Его спросили: «А если женщина относится к тем женщинам, у которых нет месячных?» Он сказал: «Подобно этому пусть даст ей развод по сунне». (6-65)

Хадис 2164. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Развод, о котором Великий и Всемогущий Аллах повелел в Своей Книге, а Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, ввёл в традицию, заключается в том, что мужчина должен отстраниться от жены. Когда у неё начнутся и закончатся месячные, ему следует взять в свидетели развода двух справедливых мужчин. Она должна быть чиста от месячных, и он не должен вступать с ней в половую близость. И до тех пор, пока не истекут три периода месячных, он имеет право вернуть её. И каждый развод, лишённый этих условий, недействителен и не является разводом». (6-68)

1. Сура «Развод», аят 1

757. Глава о том, что должен сказать тот, кто желает развестись

Хадис 2165. Мухаммад ибн Муслим спросил Имама Бакира, да будет мир с ним, о мужчине, который говорит своей жене: «Ты мне запрещена», или «Ты разлучена», или «Ты отделена», или «Ты освобождена» или «Ты незанята». Он сказал: «Всё это не имеет силы. Разводом является лишь то, что он скажет ей после окончания её месячных, не вступая с ней в половую близость: «Ты разведена». Или скажет: «Начни соблюдать идду», подразумевая под этим развод. И он должен взять в свидетели этого двух справедливых мужчин». (6-69)

758. Глава о том, кто дал три развода подряд

Хадис 2166. Передаёт Зурара: «Я спросил Имама Бакира, да будет мир с ним, о мужчине, который дал своей жене три или большее число разводов подряд, и она была чиста от месячных». Он сказал: «Это один развод». (6-70)

759. Глава о том, кто дал развод и разделил свидетелей, или дал развод в присутствии людей, но не сказал им: «Засвидетельствуйте»

Хадис 2167. Передаёт Ахмад ибн Мухаммад ибн Аби Наср: «Я спросил Имама Риду, да будет мир с ним: «Мужчина развёл свою жену, когда она была чиста от месячных, не вступая с ней в половую близость. В тот день он взял в свидетели одного мужчину. Затем подождал пять дней, а затем взял в свидетели другого мужчину». Он сказал: «Ему велено, чтобы двое свидетельствовали вместе». (6-71)

Хадис 2168. Передаёт Сафван ибн Яхья: «Имама Риду, да будет мир с ним, спросили: «Жена мужчины очистилась от месячных. Этот мужчина сказал: «Такая-то женщина разведена», и люди слышали его слова, но он не сказал им: «Засвидетельствуйте». Имеет ли развод с ней силу?» Он сказал: «Да, это свидетельство». (6-72)

760. Глава о свидетельстве при возвращении

Хадис 2169. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Развод не даётся без свидетелей, а возвращение без свидетелей это возвращение. Но если потом мужчина возьмёт свидетелей, то это лучше». (6-73)

761. Глава о женщине, которая не дозволена для мужа, пока не выйдет замуж за другого

Хадис 2170. Передаёт Абу Басир: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о женщине, которая не дозволена для своего мужа, пока не выйдет замуж за другого. Он сказал: «Это женщина, которая была разведена, а затем возвращена. Затем снова разведена, а затем возвращена. А затем была разведена в третий раз. И она та, которая не дозволена для своего мужа, пока не выйдет замуж за другого, и пока тот не попробует её сладость». (6-76)

762. Глава о женщинах, которых можно развести в любом состоянии

Хадис 2171. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Пять женщин будут разведены в любом состоянии. Беременная женщина. Женщина, муж которой далеко от неё. Женщина, у которой нет месячных. Пожилая женщина, у которой прекратились месячные. И женщина, с которой муж не вступал в половую близость после брака». (6-79)

763. Глава о времени, после которого разведённая женщина расстаётся с мужем

Хадис 2172. Передаёт Зурара: «Я сказал Имаму Бакиру, да будет мир с ним: «Да облагодетельствует тебя Аллах. Мужчина развёл свою жену, когда она была чиста от месячных, не вступая с ней в половую близость, взяв в свидетели двух справедливых мужчин». Он сказал: «Когда у неё начнутся третьи месячные, её идда истечёт, и она станет дозволенной для тех, кто хочет стать её мужем». Я сказал ему: «Да облагодетельствует тебя Аллах. Жители Ирака рассказывают от Али, да будет мир с ним, что он сказал: «Муж вправе вернуть её, пока она не совершит большое омовение после третьих месячных». Он сказал: «Они лгут». (6-87)

Хадис 2173. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Когда разведённая женщина увидит кровь третьих месячных, она расстанется с мужем». (6-87)

764. Глава об обеспечении беременной жены, получившей развод

Хадис 2174. Передаёт Абдулла ибн Синан: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал о мужчине, который развёл свою беременную жену: «Её идда завершится, когда она родит. И пока она не родит, он должен обеспечивать её». (6-103)

765. Глава о том, что разведённая женщина, муж которой далеко от неё, соблюдает идду со дня развода

Хадис 2175. Передаёт Халаби: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о мужчине, который развёл свою жену, находясь далеко от неё: «С какого дня она должна соблюсти идду?» Он сказал: «Если справедливые свидетели укажут, что она была разведена в определённый день, и она убедится в этом, то её идда начинается со дня развода. А если она не знает, в какой день и в какой месяц она получила развод, то её идда начинается со дня, когда она получила весть о разводе». (6-110)

Хадис 2176. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Если мужчина, находящийся далеко от жены, разведёт её, то идду ей следует соблюдать со дня развода». (6-110)

766. Глава об идде женщины, у которой умер муж

Хадис 2177. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Если муж женщины, находящийся далеко от неё, умер, и его смерть подкреплена свидетельством, то идду в течение четырёх месяцев и десяти дней ей следует соблюсти с того дня, когда до неё дошла весть о смерти мужа. Ей следует соблюсти по его смерти траур четыре месяца и десять дней. И ей нужно воздержаться от сурьмы, благовоний и красочной одежды». (6-112)

767. Глава о разводе под принуждением

Хадис 2178. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Не дозволен развод под принуждением. Не дозволено освобождение раба под принуждением. Не дозволена клятва ни в разрывании родственных связей, ни в чём-либо из ослушания Аллаха. Кто поклянётся в чем-либо из этого или его заставят поклясться, на том ничего нет». И он сказал: «Развод действителен лишь тогда, когда желается развод. Без принуждения и без намерения причинения вреда. В установленный срок и по сунне. Во время чистоты от месячных, без половой близости и с привлечением двух свидетелей. Если кто поступит наперекор этому, то его развод и его клятва недействительны. И это необходимо возвратить к Книге Великого и Всемогущего Аллаха». (6-127)

768. Глава о предоставлении полномочий в разводе

Хадис 2179. Передаёт Саид Арадж: «Имама Садика, да будет мир с ним, спросили о мужчине, который поручил развод своей жены другому мужчине и сказал: «Засвидетельствуйте, что развод такой-то я поручил такому-то», и тот развёл её: «Дозволено ли это для мужчины?» Он сказал: «Да». (6-129)

769. Глава о мужчине, который говорит своей жене, что она для него запретна

Хадис 2180. Передаёт Зурара: «Я сказал Имаму Бакиру, да будет мир с ним: «Что ты скажешь о мужчине, который говорит своей жене: «Ты для меня запретна». В Ираке нам рассказывают, что Али, да будет мир с ним, считал подобные слова тремя разводами». Он сказал: «Они лгут. Он не считал эти слова разводом. Если бы у меня была власть над этим мужчиной, я ударил бы его голову плетью, а затем сказал: «Великий и Всемогущий Аллах дозволил её для тебя. Что же запретило её для тебя? Ты ничего не добавил, кроме того, что солгал, назвав запретным то, что дозволил для тебя Аллах». (6-135)

Хадис 2181. Передаёт Мухаммад ибн Муслим: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Мужчина говорит своей жене: «Ты для меня запретна». Он сказал: «Эти слова не влекут для него искупления и не являются разводом». (6-135)

770. Глава о разладе и двух судьях

Хадис 2182. Передаёт Халаби: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о словах Великого и Всемогущего Аллаха «Пошлите судью из его семьи и судью из её семьи»[1]. Он сказал: «Двое судей не имеют права разлучать мужа и жену, пока не получат их согласия, и пока не условятся с ними: «Если мы пожелаем, мы соединим вас, а если пожелаем, мы разведём вас». И если они соединят их, то это дозволено. И если они разведут их, то и это дозволено». (6-146)

1. Сура «Женщины», аят 35

771. Глава о пропавшем муже

Хадис 2183. Передаёт Самаа: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о пропавшем муже. Он сказал: «Если жена знает, в какой он находится местности, то ей следует ждать его, пока к ней не придёт весть о его смерти или развод от него. А если она не знает, в какой он местности, и нет от него ни письма, ни известий, то ей нужно прийти к имаму, который велит ей ждать четыре года. Мужа будут искать по земле. И если после истечения четырёх лет не будет найдено его следа, то имам велит ей соблюсти идду в течение четырёх месяцев и десяти дней. После этого она будет дозволена для мужчин. И если её муж появится после того, как закончится её идда, то он не сможет вернуть её. А если её муж появится во время соблюдения ею идды в течение четырёх месяцев и десяти дней, то он имеет право вернуть её». (6-148)

Хадис 2184. Передаёт Зурара: «Имаму Бакиру, да будет мир с ним, сказали: «О смерти мужчины была извещена его жена или ей сказали, что он развёл её. Тогда она соблюла идду, а затем снова вышла замуж. А после этого объявился её первый муж». Он сказал: «Первый муж имеет на неё больше прав, чем другой. Независимо от того, вступал тот с ней в половую близость или нет. И ей полагается махр от другого за то, что он считал дозволенным её лоно». (6-150)

772. Глава об уподоблении жён матерям

Хадис 2185. Передаёт Хумран: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «Женщина из числа мусульман пришла к Посланнику Аллаха, да благословит Аллах его и его род, и сказала: «О, Посланник Аллаха! Я родила своему мужу детей, помогала ему в его ближнем мире и мире загробном, и он не видел от меня дурного. Но я жалуюсь на него Великому и Всемогущему Аллаху и тебе». Он спросил: «В чём ты жалуешься на него?» Она сказала ему: «Он сказал мне сегодня: «Ты для меня запретна как спина моей матери», и выставил меня из моего жилища. Рассмотри моё дело». Посланник Аллаха сказал: «Аллах не посылал мне писания, посредством которого я рассудил бы между тобой и твоим мужем. И я не желаю быть из притворяющихся». Женщина стала плакать и жаловаться Аллаху и Его Посланнику, и ушла. Великий и Всемогущий Аллах слышал её разговор с Его посланником об её муже, и её жалобу на него. И по этому поводу Великий и Всемогущий Аллах ниспослал аяты Корана: «Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного. Аллах услышал слова женщины, которая спорила с тобой о своём муже и пожаловалась Аллаху. Аллах слышал ваш спор», то есть её разговор с Посланником Аллаха о своём муже, «ведь Аллах Слышащий, Видящий. Те из вас, которые уподобляют своих жён матерям, говорят порицаемые слова и ложь. Они им не матери. Их матери лишь те, которые их родили. Воистину, Аллах Снисходительный, Прощающий»[1]. Тогда Посланник Аллаха послал за женщиной, и она пришла к нему. Он сказал ей: «Приди ко мне со своим мужем». Она пришла с мужем. Посланник Аллаха спросил его: «Ты сказал своей жене: «Ты для меня запретна как спина моей матери?» Он сказал: «Да, я сказал ей это». Посланник Аллаха сказал ему: «Великий и Всемогущий Аллах послал о тебе и твоей жене аяты Корана». И он прочитал ему то, что послал Аллах, от слов «Аллах услышал слова женщины, которая спорила с тобой о своём муже» до слов «Аллах Снисходительный, Прощающий». Посланник Аллаха сказал: «Обними свою жену, ибо ты сказал порицаемые слова и ложь. Аллах проявил к тебе снисходительность и простил тебя. Не повторяй этого». И мужчина ушёл, сожалея о том, что сказал своей жене. Аллах не желал подобного для верующих впредь. Поэтому Великий и Всемогущий Аллах ниспослал: «Те, которые уподобляют своих жён матерям, а затем отрекаются от сказанного», то есть от того, что сказал первый мужчина своей жене: «Ты для меня запретна как спина моей матери». Если кто-то скажет подобное после того, как Аллах проявил снисходительность к первому мужчине и простил его, то «они должны освободить раба прежде, чем они прикоснутся друг к другу», то есть вступят в половую близость. «Этим вас увещевают, и Аллах сведущ в том, что вы совершаете. А кто не сможет сделать этого, тот должен беспрерывно поститься в течение двух месяцев прежде, чем они прикоснутся друг к другу. А кто не способен на это, тот должен накормить шестьдесят бедняков.» И этим Аллах установил наказание для тех, кто уподобляет своих жён матерям после данного запрета. И Он сказал: «Это для того, чтобы вы верили в Аллаха и Его Посланника. Таковы ограничения Аллаха»[2]. Великий и Всемогущий Аллах установил это ограничением для уподобления жён матерям». Хумран передаёт: «Имам Бакир сказал: «Уподобления жён матерям нет в клятве, нет для причинения вреда и нет в состоянии гнева. И уподобление жён матерям имеет силу только в состоянии чистоты от месячных, без половой близости и при свидетельстве двух мусульман». (6-152)

1. Сура «Препирательство», аяты 1-2

2. Сура «Препирательство», аяты 3-4

773. Глава о вероотступнике

Хадис 2186. Передаёт Мухаммад ибн Муслим: «Я спросил Имама Бакира, да будет мир с ним, о вероотступнике. Он сказал: «Кто отвратился от ислама и после ислама перестал верить в то, что ниспослано Мухаммаду, да благословит Аллах его и его род, покаяние того не принимается. Лишение его жизни обязательно, с ним расстаётся его жена, а оставшееся от него делится между его потомками». (6-174)