16. Книга джихада (китабуль-джихад)

603. Глава о достоинствах джихада

Хадис 1809. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Всё благо находится в мече и в тени меча. И не исправит людей ничто, кроме меча. Мечи – ключи рая и ада». (5-2)

Хадис 1810. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Воистину, Великий и Всемогущий Аллах отправил Своего посланника к людям с призывом к исламу в течение десяти лет. Но они отказались принимать, пока Он не повелел ему сражаться с ними. Благо находится в мече и в тени меча. И повеление вернётся, как и начиналось». (5-7)

Хадис 1811. Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «Воистину, Великий и Всемогущий Аллах вменил джихад в обязанность, придал ему значимость и сделал его Своей помощью и Своим помощником. Клянусь Аллахом, не исправятся ближний мир и религия кроме как через джихад». (5-8)

Хадис 1812. Пророк, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Сражайтесь и вы оставите величие в наследство вашим сыновьям». (5-8)

604. Глава о видах джихада

Хадис 1813. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Пророк, да благословит Аллах его и его род, отправил военный отряд, а когда он возвратился, сказал: «Приветствую тех, кто завершил малый джихад. Но остался джихад большой». Его спросили: «О, Посланник Аллаха, что такое большой джихад?» Он ответил: «Джихад с самим собой (с нафсом)». (5-12)

605. Глава о военном походе вместе с людьми, если существует опасение за ислам

Хадис 1814. Мухаммад ибн Иса передаёт от Йунуса: «Я сказал Имаму Риде, да будет мир с ним: «До мужчины из числа твоих друзей дошла весть, что некий мужчина предоставляет меч и коня на пути Аллаха. Он пришёл к нему и взял их у него, пребывая в неведении об условиях борьбы на пути Аллаха. Затем его встретили его сторонники и известили его о том, что борьба на пути Аллаха вместе с ними (с аббасидскими правителями) запрещена. И они велели ему вернуть меч и коня». Имам сказал: «Пусть он сделает это». Йунус сказал: «Он искал мужчину, но не нашёл его. Ему было сказано: «Этот мужчина уже ушёл». Имам сказал: «Тогда пусть он встанет на страже границы и не принимает участия в сражении». Он спросил: «Например, в Казвине, Дайламе, Аскаляне и в других подобных приграничных областях?» Имам сказал: «Да». Он спросил его: «Он может нападать?» Имам сказал: «Нет. Кроме случаев, когда он будет опасаться за детей мусульман». Он спросил: «Если византийцы нападут на мусульман, то, как ты считаешь, им не следует препятствовать им?» Он сказал: «Он может защищать границу, но не сражаться. Если же он будет опасаться за целостность ислама и мусульман, то пусть сражается. И это его сражение будет за себя, а не за правителя и власть». Йунус сказал: «Я спросил: «Если враг подойдёт к месту, где он стоит на страже границы, как он должен поступить?» Имам сказал: «Пусть он сражается за целостность ислама, а не за них, ибо при исчезновении ислама исчезнет религия Мухаммада, да благословит Аллах его и его род». (5-21)

606. Глава о том, с кем совершается обязательный джихад

Хадис 1815. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Аббад Басри встретил Имама Саджада, да будет мир с ним, на пути в Мекку и сказал ему: «О, Али ибн Хусейн. Ты оставил джихад с его тяготами и приступил к хаджу с его лёгкостью. Великий и Всемогущий Аллах говорит: «Воистину, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на рай. Они сражаются на пути Аллаха, убивают и погибают, согласно Его обещанию и обязательству в Торе, Евангелии и Коране. Кто же более верен своему обещанию, чем Аллах? Возрадуйтесь же сделке, которую вы заключили с Ним. Это и есть великое преуспевание»[1]. Имам Саджад сказал ему: «Закончи аят». Он сказал: «Обрадуй верующих, которые каются и поклоняются, восхваляют и постятся, кланяются и падают ниц, призывают к благому и удерживают от порицаемого, и хранят ограничения Аллаха»[2]. Имам Саджад сказал: «Когда ты увидишь тех, которые наделены этими качествами, тогда джихад вместе с ними лучше хаджа». (5-22)

Хадис 1816. Передаёт Башир Даххан: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Я видел во сне, что я сказал тебе: «Запрещено сражение под предводительством кого-либо кроме имама, подчинение которому обязательно, как запрещена мертвечина, кровь и мясо свиньи. И ты сказал мне: «Это так». Имам Садик сказал: «Это так, это так». (5-23)

1. Сура «Покаяние», аят 111

2. Сура «Покаяние», аят 112

607. Глава о посещении мутазилитами Имама Садика

Хадис 1817. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Побойтесь Аллаха. Мой отец, который был наилучшим из обитателей земли и лучше всех их знал Книгу Великого и Всемогущего Аллаха и сунну Его Пророка, передал мне, что Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Кто ударит людей своим мечом и станет призывать их к себе, в то время как среди мусульман находится более знающий, чем он, тот является заблудшим и обременённым». (сокращ. 5-27)

608. Глава о наставлении Посланником Аллаха и Повелителем правоверных военных отрядов

Хадис 1818. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Никогда Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, не нападал на врага ночью». (5-28)

Хадис 1819. Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, послал меня в Йемен и сказал мне: «О, Али, не сражайся ни с кем, пока не призовёшь его к исламу. Клянусь Аллахом! Если через тебя Аллах наставит на истинный путь одного мужчину, то для тебя это будет лучше того, над чем восходит и заходит солнце. И он будет предан тебе, о, Али». (5-28)

Хадис 1820. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Повелитель правоверных, да будет мир с ним, не сражался, пока солнце не достигало зенита. Он говорил: «В это время раскрываются врата небес, является милость и нисходит помощь». Он говорил: «Это время ближе к ночи, оно уменьшает количество убитых. В это время возвращается преследующий и спасается побеждённый». (5-28)

Хадис 1821. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Когда Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, посылал военный отряд, он звал его военачальника и сажал рядом с собой, а его спутников сажал перед собой. Затем он говорил: «Выступайте с именем Аллаха и с помощью Аллаха, на пути Аллаха и в религии Посланника Аллаха. Не предавайте, не поступайте вероломно с трофеями и не истязайте. Не вырубайте деревья, если только вы не будете вынуждены сделать это. Не убивайте ни дряхлого старика, ни ребёнка, ни женщину. И если мужчина из числа безвестных мусульман или достойнейших из них даст защиту кому-либо из язычников, то он его защитник, чтобы тот мог услышать слово Аллаха. Если он услышит слово Великого и Всемогущего Аллаха и последует за вами, то он ваш брат в вашей религии. А если откажется, то обратитесь за помощью к Аллаху и доведите его до безопасного места». (5-30)

609. Глава о предоставлении безопасности

Хадис 1822. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Если мужчина предоставит свою защиту мужчине, а после этого убьёт его, то в судный день он придёт, неся знамя вероломства». (5-31)

Хадис 1823. Имам Казим, да будет мир с ним, сказал: «Если люди осадят город и его жители попросят у них безопасности, а они скажут «нет», а те подумают, что они сказали «да» и поэтому выйдут к ним, то им должна быть предоставлена безопасность». (5-31)

610. Глава о доброте к пленнику

Хадис 1824. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Кормление пленника обязанность того, кто пленил его, даже если завтра его собираются убить. Его следует кормить, поить, укрывать в тени и по-доброму относиться к нему независимо от того, неверующий он или нет». (5-35)

611. Глава о призыве к исламу перед сражением

Хадис 1825. Передаёт Зухри: «К Имаму Саджаду, да будет мир с ним, вошли мужчины из курейшитов и спросили его: «Как происходит призыв к религии?» Он сказал: «Скажи: «Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного. Я призываю вас к Великому и Всемогущему Аллаху и к Его религии, которая собрана в двух повелениях. Одно из них – познание Великого и Всемогущего Аллаха, и второе – деяния для достижения Его довольства. Воистину, познание Великого и Всемогущего Аллаха заключается в том, чтобы Он был познан через Его единство, снисходительность, милосердие, величие, знание, могущество, возвышенность над всем. Он – Приносящий пользу и вред, Покоряющий всё сущее, которого не постигают взоры, а Он постигает взоры, и Он Проницательный, Сведущий. А также в том, что Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, Его раб и Его посланник. То, что он принёс, является истиной от Великого и Всемогущего Аллаха. А всё кроме этого является ложью». И если они согласятся с этим, то их права такие же, как у мусульман, и их обязанности такие же, как у мусульман». (5-36)

Хадис 1826. Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «Когда Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, отправил меня в Йемен, он сказал: «О, Али, не сражайся ни с кем, пока не призовёшь его к исламу. Клянусь Аллахом! Если через тебя Великий и Всемогущий Аллах наставит на истинный путь одного мужчину, то для тебя это будет лучше того, над чем восходит и заходит солнце. И он будет предан тебе». (5-36)

612. Глава о том, что заповедовал Повелитель правоверных во время сражения

Хадис 1827. Передаёт Абу Садик: «Я слышал, как Али, да будет мир с ним, подбадривал людей в трёх битвах – в верблюжьей битве, в битве сиффин и в день нахраван, и говорил: «О, рабы Аллаха, бойтесь Аллаха. Опускайте взоры, принижайте голоса, уменьшайте речи и подготовьте себя к борьбе, распрям, сражению, защите, вражде, хватанию шей и ранению. Будьте стойки и много поминайте Аллаха, быть может, вы преуспеете. Не препирайтесь, а не то падёте духом и покинет вас ваша сила. И терпите, воистину, Аллах с терпеливыми». (5-38)

Хадис 1828. Передаёт Абдурахман ибн Джундаб от своего отца: «В каждой битве, в которой мы встречались с нашим врагом, Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, повелевал нам: «Не сражайтесь с людьми, пока они не начнут сражаться с вами, ведь у вас, хвала Аллаху, есть довод. И предоставление им начала сражения с вами будет ещё одним вашим доводом. А когда вы нанесёте им поражение, не убивайте отступающего, не добивайте раненого, не раскрывайте их срамные места и не истязайте убитого». (5-38)

613. Глава о разделе трофеев

Хадис 1829. Передаёт Муавия ибн Вахб: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Военный отряд, посланный имамом, захватил трофеи. Как они должны делиться?» Он сказал: «Если они сражались под руководством военачальника, назначенного имамом, то пятая часть трофеев должна быть извлечена для Аллаха и Его Посланника. И четыре части делятся между ними. Но если они сражались с язычниками без дозволения имама, то все захваченные трофеи принадлежат имаму, и он поступит с ними, как пожелает». (5-43)

Хадис 1830. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, вёл на войну женщин, чтобы они ухаживали за ранеными. Но он не делил для них ничего из трофеев, а делал им дополнительные подарки». (5-45)

614. Глава о численности войска

Хадис 1831. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Лучшее число спутников – четверо. Лучший военный отряд – четыреста воинов. Лучшее войско – четыре тысячи воинов. И не будут побеждены десять тысяч из-за малочисленности». (5-45)

Хадис 1832. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Не будет побеждено войско числом десять тысяч из-за малочисленности». (5-45)

615. Глава о достоинстве лошадей и умении стрелять

Хадис 1833. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Лошади, в их чёлках повязано благо до судного дня». (5-48)

Хадис 1834. Имам Саджад, да будет мир с ним, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, провёл лошадиные скачки и призом установил сорок дирхамов серебра». (5-49)

Хадис 1835. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Учитесь ездить верхом и стрелять. И если вы будете стрелять, то это для меня желанней, чем если вы будете ездить верхом». Затем он сказал: «Все забавы верующего бесполезны, кроме трёх забав. Его дрессировки лошади, его стрельбы из лука и его заигрываний со своей женой. Всё это истина. Знайте, Великий и Всемогущий Аллах из-за одной стрелы введёт в рай троих. Обрабатывающего дерево, крепящего наконечник к стреле на пути Аллаха и стрелка на пути Аллаха». (5-50)

616. Глава о мужчине, защищающем себя от грабителя

Хадис 1836. Передаёт Хайсам ибн Бара: «Я сказал Имаму Бакиру, да будет мир с ним: «В мой дом вошёл грабитель, желающий моей жизни и моего имущества». Он сказал: «Убей его. Я беру в свидетели Аллаха и тех, кто слышит, что его кровь на моей шее». (5-51)

Хадис 1837. Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «Великий и Всемогущий Аллах питает отвращение к мужчине, в дом которого вошёл грабитель, а он не противоборствует ему». (5-51)

617. Глава о том, кто был несправедливо убит, отстаивая причитающееся ему

Хадис 1838. Передаёт Абу Марьям: «Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Кто был несправедливо убит, отстаивая причитающееся ему, тот умер мучеником». Затем он сказал: «О, Абу Марьям. Знаешь ли ты, что значит «отстаивая причитающееся ему?» Я сказал: «Да стану я жертвой за тебя. Это значит, что мужчина был убит, отстаивая свою семью, отстаивая своё имущество и тому подобное». Он сказал: «О, Абу Марьям, воистину, познание истины относится к пониманию». (5-52)

Хадис 1839. Имам Саджад, да будет мир с ним, сказал: «Мучеником является тот, на кого было совершено покушение из-за его имущества, а он сражался и был убит». (5-52)

618. Глава о достоинствах мученической смерти

Хадис 1840. Передаёт Саад ибн Саад: «Я спросил Имама Риду, да будет мир с ним, о значении слов Повелителя правоверных Али, благословение Аллаха над ним, «Клянусь Аллахом, тысяча ударов мечом для меня легче смерти в постели». Он сказал: «Это значит на пути Аллаха». (5-53)

Хадис 1841. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Выше каждого обладателя праведности есть другой праведный, пока он не будет убит на пути Аллаха. И когда он будет убит на пути Аллаха, то нет праведного выше него». (5-53)

Хадис 1842. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Нет капли любимей для Великого и Всемогущего Аллаха, чем капля крови, пролитая на пути Аллаха». (5-53)

Хадис 1843. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Кто был убит на пути Аллаха, тому Аллах не покажет ничего из его грехов». (5-54)

619. Глава о призыве к благому и удержании от порицаемого

Хадис 1844. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Горе людям, которые не исповедуют веру в Аллаха через призыв к благому и удержание от порицаемого». (5-56)

Хадис 1845. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Худшие люди это люди, осуждающие призыв к благому и удержание от порицаемого». (5-57)

Хадис 1846. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Мужчина из рода Хасам пришёл к Посланнику Аллаха, да благословит Аллах его и его род, и спросил: «О, Посланник Аллаха. Поведай мне, что самое лучшее в исламе?» Он сказал: «Вера в Аллаха». Он спросил: «А что потом?» Он сказал: «Поддержание родственных связей». Он спросил: «А что потом?» Он сказал: «Призыв к благому и удержание от порицаемого». Мужчина спросил: «А какое из деяний ненавистнее всего Аллаху?» Посланник Аллаха сказал: «Придание Аллаху сотоварища». Он спросил: «А потом?» Он сказал: «Разрывание родственных связей». Он спросил: «А потом?» Он сказал: «Призыв к порицаемому и удержание от благого». (5-58)

Хадис 1847. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Призыв к благому и удержание от порицаемого это два творения из творений Аллаха. Кто поможет им, того возвеличит Аллах. А кто оставит их без помощи, того оставит без помощи Аллах». (5-59)

Хадис 1848. Передаёт Гияс ибн Ибрагим: «Когда Имам Садик, да будет мир с ним, проходил мимо группы людей, ссорившихся друг с другом, он не покидал их, пока не говорил им три раза громким голосом: «Побойтесь Аллаха». (5-59)

Хадис 1849. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Что с вами будет, когда испортятся ваши женщины и станут нечестивыми ваши юноши, а вы не станете призывать к благому и удерживать от порицаемого». Его спросили: «Разве так будет, о, Посланник Аллаха?» Он сказал: «Да. И хуже этого, что с вами будет, когда вы станете призывать к порицаемому и удерживать от благого». Его спросили: «О, Посланник Аллаха, разве так будет?» Он сказал: «Да. И хуже этого, что с вами будет, когда благое вы будете видеть порицаемым, а порицаемое благим». (5-59)

620. Глава об отрицании порицаемого сердцем

Хадис 1850. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Достаточно для верующего почёта при виде порицаемого, если Великий и Всемогущий Аллах будет знать, что в сердце он отрицает его». (5-60)

621. Глава об оберегании себя и своей семьи от огня

Хадис 1851. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Когда был ниспослан этот аят «О вы, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от огня»[1], мужчина из мусульман сел и заплакал. Он сказал: «Я бессилен в отношении себя, а теперь обязан и за свою семью». Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Для тебя достаточно, если ты станешь призывать их к тому, к чему призываешь себя, и будешь удерживать их от того, от чего удерживаешь себя». (5-62)

Хадис 1852. Передаёт Абу Басир: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о словах Великого и Всемогущего Аллаха «Оберегайте себя и свои семьи от огня»[2]: «Как мне оберегать их?» Он сказал: «Призывай их к тому, к чему призывает Аллах, и удерживай их от того, от чего удерживает их Аллах. Если они подчинились тебе, то ты оберёг их. А если они ослушались тебя, то ты исполнил свою обязанность». (5-62)

1. Сура «Запрещение», аят 6

2. Сура «Запрещение», аят 6

622. Глава о недозволенности подвергать себя тому, на что не способен

Хадис 1853. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Великий и Всемогущий Аллах предоставил верующему все его дела, но не дал ему право унижать себя. Разве ты не слышал слова Великого и Всемогущего Аллаха «Величие принадлежит Аллаху, Его Посланнику и верующим»[1]. Верующий должен быть величественным и не должен быть униженным. Аллах возвеличил его верой и исламом». (5-63)

Хадис 1854. Передаёт Дауд Ракки: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Верующему не следует унижать себя». Его спросили: «Как он унизит себя?» Он сказал: «Подвергнет себя тому, на что он не способен». (5-64)

1. Сура «Лицемеры», аят 8