32. Книга свидетельств (китабуш-шахадат)

967. Глава о мужчине, которого зовут к свидетельству

Хадис 2656. Передаёт Самаа: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал, разъясняя слова Великого и Всемогущего Аллаха «И пусть не отказываются свидетели, когда их зовут»[1]: «Когда кого-либо зовут к свидетельству, чтобы он засвидетельствовал, ему не следует говорить: «Я не стану свидетельствовать для вас». (7-379)

Хадис 2657. Передаёт Мухаммад ибн Фудейл: «Имам Казим, да будет мир с ним, сказал, разъясняя слова Великого и Всемогущего Аллаха «И пусть не отказываются свидетели, когда их зовут»[2]: «Если мужчина позвал тебя, чтобы ты засвидетельствовал для него о долге или каком-либо праве, то тебе не следует отказываться от этого». (7-380)

1. Сура «Корова», аят 282

2. Сура «Корова», аят 282

968. Глава о сокрытии свидетельства

Хадис 2658. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, говорил: «Кто скроет свидетельство или засвидетельствует, чтобы посягнуть на кровь мусульманина или утаить имущество мусульманина, тот явится в судный день с мраком на лице, тянущимся с его взором. На его лице ссадины, и творения узнают его по его имени и роду. А кто засвидетельствует истинным свидетельством, чтобы им восстановить право мусульманина, тот явится в судный день со светом на лице, тянущимся с его взором. И творения узнают его по его имени и роду». Затем Имам Бакир сказал: «Разве ты не видел, что Всеблагой и Всевышний Аллах говорит: «Свидетельствуйте перед Аллахом»[1]. (7-380)

Хадис 2659. Передаёт Хишам ибн Салим: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал, разъясняя слова Великого и Всемогущего Аллаха «А кто скроет его, сердце того поражено грехом»[2]: «То есть после свидетельства». (7-381)

1. Сура «Развод», аят 2

2. Сура «Корова», аят 283

969. Глава о мужчине, слышавшем свидетельство, но его не призывали быть свидетелем

Хадис 2660. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Если мужчина слышал свидетельство, но его не призывали в свидетели, то затем у него есть выбор. Он может засвидетельствовать, а может промолчать». И он сказал: «Но если его призвали в свидетели, то ему не остаётся ничего другого как засвидетельствовать». (7-381)

Хадис 2661. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Если мужчина слышал свидетельство, но его не призывали в свидетели, то затем у него есть выбор. Он может засвидетельствовать, а может промолчать. Кроме случаев, когда он знает вред от угнетателя и засвидетельствует. В этих случаях ему не дозволено не свидетельствовать». (7-381)

970. Глава о мужчине, забывшем свидетельство

Хадис 2662. Передаёт Хусейн ибн Саид: «Джафар ибн Иса написал Имаму Риде, да будет мир с ним: «Да стану я жертвой за тебя. Ко мне пришли наши соседи с письмом, которые утверждают, что призывали меня в свидетели в том, что написано в нём. И в письме моё имя, написанное моим почерком, который я узнал. Но я не помню этого свидетельства. И теперь они зовут меня к нему. Свидетельствовать ли мне для них, зная, что в письме моё имя, но не помня свидетельства? Или же мне необязательно свидетельствовать для них, пока я не вспомню свидетельства, независимо от того, есть в письме моё имя или нет?» И он написал ответ: «Не свидетельствуй». (7-382)

Хадис 2663. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Не свидетельствуй, пока не вспомнишь свидетельства, ибо тот, кто пожелает, может написать письмо и поставить печать». (7-383)

971. Глава о ложном свидетельстве

Хадис 2664. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Не закончатся слова лжесвидетеля перед судьёй, пока он не займёт своё место в огне. И так же тот, кто скрыл свидетельство». (7-383)

972. Глава о свидетельстве одного человека и клятве истца

Хадис 2665. Передаёт Абу Басир: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о мужчине, которому должен другой мужчина, и у него только один свидетель. Он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, выносил решение на основании одного свидетеля и клятвы обладателя долга. И это действует в отношении долга». (7-385)

Хадис 2666. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, допускал в отношении долга свидетельство одного мужчины и клятву обладателя долга. Но в отношении наступления нового месяца он допускал только свидетельство двух справедливых свидетелей». (7-386)

973. Глава о свидетельстве рабов

Хадис 2667. Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «Свидетельство раба не запрещено, если он будет справедливым». (7-389)

974. Глава о том, что дозволено из свидетельства женщин и что не дозволено

Хадис 2668. Передаёт Мухаммад ибн Фудейл: «Я спросил Имама Риду, да будет мир с ним, и сказал ему: «Дозволено ли свидетельство женщин в заключении брака или в разводе или в забивании камнями?» Он сказал: «Дозволено свидетельство женщин в том, на что не могут смотреть мужчины, и нет с ними мужчины. И дозволено их свидетельство в заключении брака, если с ними есть мужчина. И дозволено их свидетельство в наказании за прелюбодеяние, если свидетельствуют трое мужчин и две женщины. Но не дозволено свидетельство двух мужчин и четырёх женщин в прелюбодеянии и забивании камнями. И не дозволено их свидетельство в разводе и крови». (7-391)

Хадис 2669. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Не дозволено свидетельство женщин в видении нового месяца. И не дозволено в забивании камнями свидетельство двух мужчин и четырёх женщин. Но в этом дозволено свидетельство трёх мужчин и двух женщин». И он сказал: «Дозволено свидетельство одних только женщин без мужчин во всём, на что запрещено смотреть мужчинам. И дозволено свидетельство принимавшей роды женщины о новорождённом». (7-391)

Хадис 2670. Передаёт Умар ибн Язид: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним: «Мужчина умер, оставив беременную жену. После его смерти она родила мальчика, который умер после появления на свет. Женщина, принимавшая у неё роды, свидетельствует, что в момент появления на свет он плакал и кричал, а затем умер». Он сказал: «Имаму следует дозволить её свидетельство относительно четверти наследства мальчика». (7-392)

975. Глава о свидетельстве сына для отца, свидетельстве отца для сына и свидетельстве брата для брата

Хадис 2671. Передаёт Абу Басир: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о свидетельстве сына для своего отца, отца для своего сына и брата для своего брата. Он сказал: «Это дозволено». (7-393)

Хадис 2672. Передаёт Аммар ибн Марван: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о мужчине, который свидетельствует для своего отца, и об отце, который свидетельствует для своего сына и о брате для брата. Он сказал: «Это не запрещено, если он благочестив. Дозволено его свидетельство для своего отца, а также отца для своего сына и брата для своего брата». (7-393)

976. Глава об отвергаемых свидетелях

Хадис 2673. Передаёт Абу Басир: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, об отвергаемых свидетелях. Он сказал: «Сомнительный, обвиняемый и относящийся враждебно». Я спросил: «А нечестивец и поступающий вероломно?» Он сказал: «Все они входят в число сомнительных». (7-395)

Хадис 2674. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Я не приму свидетельство нечестивца, если только он не станет свидетельствовать против себя». (7-395)

Хадис 2675. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Если четверо засвидетельствуют передо мной о прелюбодеянии мужчины, но среди них будет незаконнорожденный, то я накажу их всех. Ибо его свидетельство не дозволено, и он не должен возглавлять коллективную молитву людей». (7-396)

Хадис 2676. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, отвергал свидетельство нищего, протягивающего свою ладонь. Нет ему доверия в свидетельстве, ибо он доволен, если будет одарен, и рассержен, если получит отказ». (7-396)

977. Глава о свидетельстве последователей других религий

Хадис 2677. Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Дозволено свидетельство мусульман против последователей всех других религий, но не дозволено свидетельство иноверцев против мусульман». (7-398)

Хадис 2678. Передаёт Самаа: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о свидетельстве последователей другой религии. Он сказал: «Оно не дозволено, кроме свидетельства против последователей их религии. Но если ты не найдёшь никого кроме них, то их свидетельство дозволено в завещании, ибо не пристало губить чьё-либо право». (7-398)

Хадис 2679. Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «Если иудеи и христиане засвидетельствуют, а затем примут ислам, то их свидетельство дозволено». (7-398)

Хадис 2680. Передаёт Хамза ибн Хумран: «Я спросил Имама Садика, да будет мир с ним, о словах Великого и Всемогущего Аллаха «Двое справедливых из вас или двое других не из вас»[1]. Он сказал: «Двое, которые из вас, это двое мусульман. А двое других, которые не из вас, это обладатели писания. Но это лишь в том случае, если мусульманин умер на чужой земле, когда он искал двух мужчин мусульман, чтобы взять их в свидетели своего завещания, но не нашёл двух мусульман. Пусть он возьмёт в свидетели своего завещания двух мужчин из обладателей писания, считающихся достойными среди своих единоверцев». (7-399)

1. Сура «Трапеза», аят 106